Незначительный рост контейнерного рынка в 2023 году: прогнозы и перспективы на будущее

Незначительный рост контейнерного рынка в 2023 году: прогнозы и перспективы на будущее

Бизнес
024
Рефинанс

Прогнозы и ожидания контейнерного рынка

Сектор перевозки грузов в контейнерах в настоящем году, вероятно, вырастет незначительно или останется стабильным по сравнению с предыдущим годом. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), объем железнодорожных перевозок контейнеров к концу года возрастет до 8 миллионов TEU по сравнению с 7,9 миллионов TEU в прошлом году. Несмотря на некоторое снижение показателя в настоящее время, часть рынка ожидает увеличения объемов в период лета-осени, в то время как другая часть не видит предпосылок для роста из-за сохранения жесткой денежно-кредитной политики. Тем не менее, ИЭРТ прогнозирует рост контейнерного рынка до 10–12 миллионов TEU к 2035 году в связи с увеличением доли контейнеризации грузов и развитием инфраструктуры.

Железнодорожные перевозки контейнеров, которые составили 7,9 миллионов TEU в 2024 году, ожидается, что достигнут около 8 миллионов TEU в текущем году, как указано в анализе Института экономики и развития транспорта. По мнению участников рынка, объем контейнерных перевозок по сети ОАО РЖД к 2035 году может увеличиться в полтора раза, достигнув 10–12 миллионов TEU, среднегодовой рост рынка составит около 3,4%. Основной рост будет зависеть от развития логистической инфраструктуры через строительство или обновление терминалов, расширение использования контейнеров для разнообразной транспортировки грузов и расширение цифровых услуг. Согласно заместителю начальника Центра макроэкономики и методологии прогнозирования ИЭРТ Роману Мартышкину, 60% из 10–12 миллионов TEU к 2035 году будут приходиться на международные операции (экспорт, импорт и транзит), а 40% — на внутренние перевозки.

Рост перевозок контейнеров в России в среднесрочной перспективе превысит мировые темпы, хотя согласно прогнозу, в текущем году мировой рынок увеличится сразу с 183,2 миллиона TEU в 2024 году до 195–200 миллионов TEU. По прогнозам ИЭРТ, к 2035 году глобальный рынок вырастет на 20–33%, достигнув 240–260 миллионов TEU. Основными двигателями роста будут урбанизация в Африке и Южной Азии, расширение «зеленой» логистики и увеличение цифровой торговли.

Погрузка других грузов, включая контейнерные, единственная секторная сфера, продемонстрировавшая рост в 2024 году, упала на 5%, до 37,2 миллиона тонн в январе—апреле текущего года. Сокращение связано с прекращением поставок китайских автомобилей, общим снижением потребительской активности и урезанием инвестиционных программ предприятий. Михаил Глазков, заместитель генерального директора ОАО РЖД, отметил изменение в вагонопотоке на конференции «PRO//Движение.Восток», особенно это затрагивает перевозки контейнеров. Он отметил рост экспорта до уровня прошлого года и снижение импорта.

Директор компании «Транзит» Александр Чевелюк сообщил о 20% снижении импортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке. О падении на 19–20% также говорит Елена Казарина, коммерческий директор Владивостокского морского торгового порта. Она отмечает, что объем внешней контейнерной торговли остается на уровне прошлого года, но перераспределен с Дальнего Востока на Балтику и АЧБ. Доля Дальнего Востока уменьшилась, а доля Балтики увеличилась. АЧБ остается на прежнем уровне, хотя объемы растут.

Прогнозируется, что к осени произойдет отскок внешнеторговых грузов, рынок оживет с начала следующего года. Однако не все рассчитывают на позитивную динамику во второй половине года. Александр Чевелюк отмечает отсутствие факторов, указывающих на существенные улучшения в будущем. По его мнению, для начала роста необходимо увеличить потребление, повысить продажи и создать спрос на увеличение импорта.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Инвест кредит бизнесу. Поддержка от ведущих банков России.
Бесплатная консультация

Прогноз роста контейнерного рынка и его драйверы

Согласно данным FESCO (учитывая морские и железнодорожные перевозки контейнеров), контейнерный сектор планирует увеличиться на 3% к 2025 году, достигнув отметки 6,8 миллиона TEU, и на 4% к 2026 году, достигнув 7,1 миллиона TEU. ГК «Дело» подчеркивают, что данные Института экономических исследований и прогнозов совпадают с прогнозами компании. «К 2035 году мы ожидаем, что объем рынка вырастет до 10–10,5 миллионов TEU, что на 25–33% превышает уровень 2024 года», — рассказывают в ГК "Дело". Они уточняют, что для контейнерного сектора это не такой значимый рост, так как за последние 20 лет среднегодовой темп роста превышал 10%. Прогноз на 2025 год составляет около 8 миллиона TEU с незначительным увеличением по сравнению с прошлым годом. ГК «Дело» объясняют, что нынешние темпы роста во многом зависят от снижения импортных перевозок, нестабильного роста транзита и ограничений на экспорт через Восточный полигон. В компании считают, что у контейнерного сектора есть достаточный потенциал для развития в среднесрочной перспективе. Один из основных стимулов продолжит оставаться контейнеризация. «Доля контейнеров в общем объеме грузов, перевозимых ОАО РЖД, увеличилась с 2,3% в 2014 году до 6,3% к концу 2024 года», сообщают в компании. Они утверждают, что потенциал этого направления составляет примерно 11% от грузопотока железнодорожных перевозок. Однако для его реализации необходима стабильная тарифная политика, увеличение частоты отправлений контейнерных поездов, развитие современных терминалов и улучшение качества планирования.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
04
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
06
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
03