НОВАТЭК отправил первую партию газа в Китай через Севморпуть
Согласно отчету, 20 июня НОВАТЭК (MOEX: NVTK) отправил первый груз в Китай через восточный сектор СМП. Танкер Arc7 «Георгий Ушаков» движется без ледокольного сопровождения в сторону Азии. Прогнозируется увеличение экспорта газа по этому маршруту в этом сезоне, в случае снижения поставок в ЕС по политическим соображениям.
20 июня НОВАТЭК отправил первую партию с завода «Ямал СПГ» через восточный сектор СМП, сигнализируя о начале летне-осенней навигации. Согласно Kpler, танкер Arc7 «Георгий Ушаков» покинул порт Сабетта 19 июня и движется на восток, минуя Обскую губу. Детали конечной точки и сроков доставки остаются неизвестными. Судно движется без сопровождения ледокола.
В компании «Росатом» отметили, что текущая ледовая обстановка в восточном регионе СМП позволяет проводить суда классов Arc4 и Arc5 без трудностей.
Прогнозов по грузопотоку не представлено.
Навигация в восточном секторе СМП обычно начинается в июне и заканчивается в декабре. В другие периоды годы танкеры НОВАТЭКа доставляют газ в Азию более длительным маршрутом, проходя через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что занимает около 45 дней. В то время как маршрут через СМП до Китая занимает всего 20 дней. В летне-осеннюю навигацию 2024 года с проекта «Ямал СПГ» было доставлено 35 партий СПГ, или примерно 2,4 млн тонн, в то время как в 2023 году НОВАТЭК отправил 31 партию или 2,4 млн тонн СПГ.
В текущем сезоне внимание будет уделено отгрузкам с проекта «Арктик-СПГ-2», в котором НОВАТЭК имеет долю 60%. Первая линия СПГ-завода на 6,6 млн тонн начала функционировать в конце 2023 года. Планировалось увеличить поставки углеводородов через СМП после запуска, однако из-за санкций со стороны США завод столкнулся с трудностями в прошлом сезоне, включая отказы покупателей и недостаток танкеров для перевозок.
Нефтяной транзитный грузопоток в АТР
Преобладание нефтяных перевозок способствовало росту транзитного грузопотока в восточном секторе в прошлом сезоне.
Например, поставки нефти в Китай увеличились на 33% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2 миллионов тонн. На данный момент нефтяной транзит на восток еще не начался.
Аналитик Александр Собко уверен, что существенного увеличения объемов в этом году не стоит ожидать, пока цены на газ в Европе и АТР практически равны. По его мнению, сегодня отправка российского газа в ЕС является более выгодным вариантом с точки зрения логистики. Также эксперт отмечает, что пока не доступен перегрузочный комплекс на Камчатке из-за включения его в SDN-лист. Александр Собко предполагает возможное увеличение экспорта в АТР, если поставки в Европу начнут снижаться из-за политических причин.