Субсидии для региональных экспортеров
Правительство готовит запуск системы поддержки промышленного экспорта на региональном уровне. Определены условия выделения субсидий, направленных на развитие этой отрасли. Разработанный документ Российским экспортным центром (РЭЦ) и Минпромторгом предусматривает, что региональные производства, сталкивающиеся с трудностями конкуренции на федеральном и мировых рынках, смогут получить господдержку на экспорт.
В рамках региональных программ поддержки экспорта региональные промышленные предприятия смогут получать федеральные субсидии. Правила распределения поддержки опубликованы на regulation.gov.ru сайте Минпромторга. Этот проект постановления вносит изменения в госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
По словам представителей Минпромторга, проект постановления — часть работы по развитию механизма совместного финансирования региональных программ экспорта. Регионы сами подготавливают региональные экспортные программы на среднесрочный период для достижения целей федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
Средства из субсидий можно использовать на покупку сырья, оплату трудовых и энергетических ресурсов, зарплату, услуги подрядчиков, а также на транспорт и таможенные расходы. Деньги также можно направить на доработку продукции для экспорта, ее продвижение, аренду складов и логистику.
Для участия в конкурсе на получение средств регионы должны совместно принять участие в ежегодном конкурсе, организуемом межведомственной комиссией Минпромторга.
Поддержка экспортного потенциала: новые критерии и механизмы
Победителями станут регионы, лидирующие в реализации экспортного потенциала, формируемого Агентством стратегических инициатив. Для участия в отборе необходимо, чтобы программа поддержки экспорта существовала не менее трех лет и включала все ключевые показатели развития экспорта, такие как увеличение объема экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью к уровню 2023 года. Заявку подает глава региона.
Другим критерием выделения финансирования является соответствие программ стандарту «Регионального экспортного стандарта 3.0», который позволяет сравнивать различные программы. Стандарт требует также раскрытия информации о стратегическом планировании, обучении кадров, цифровизации инфраструктуры и продвижении на международном рынке. С 2026 года планируется применить стандарт ко всем регионам (на данный момент 59 регионов обновили свои программы на период 2025–2030 годов).
Новый механизм совместного финансирования был разработан вместе с РЭЦ с 2024 года, как сообщили в Минпромторге: «Проект постановления является частью работы по его разработке и внедрению и призван поддержать регионы в достижении целевых показателей федеральных и национальных проектов». В настоящее время обсуждается объем финансовой поддержки и количество регионов, которые смогут получить субсидии, в рамках формирования федерального бюджета на период с 2026 по 2028 год.
Одной из главных целей является использование экспортного потенциала малых предприятий, которые широко распространены в российской экономике.
Для небольших компаний, производящих востребованную на внешних рынках продукцию, сложно рассчитывать на федеральные субсидии и конкурировать на внутреннем рынке или в государственных закупках. В условиях ограниченности бюджета такая поддержка будет представлена скорее в виде пилотного проекта.
Поддержка региональных программ экспорта также может быть связана с необходимостью стимулировать несырьевой неэнергетический экспорт, который в основном обеспечивается промышленным производством.
Снижение ННЭ: тенденции и прогнозы
Стоит отметить, что ННЭ упал с исторических пиков в $194,2 млрд в 2021 году после 2022 года, в 2023 году этот показатель сократился до $146,3 млрд, а в 2024 году еще уменьшился на 2%, достигнув $145 млрд. Объем ННЭ составляет около 6% российского ВВП, и в условиях геополитических напряженностей и растущих рисков наложения санкций на ключевые российские ресурсы распределенные поставки большого количества малых промышленных предприятий с разнообразной, но сокращающейся географией отгрузок, вероятно, рассматриваются властями частично как метод смягчения подобных угроз.