Смена владельцев в компании бумажных изделий и прогнозы на рынке
В организации, управляющей активами производителя бумажных изделий Essity, произошла смена владельцев, среди которых есть Николай Гущин-Кузнецов, возможно связанный с группой «Гута» Юрия Гущина, а также с фондами, управляемыми Газпромбанком. Эксперты отмечают замедление роста рынка гигиенических изделий из бумаги, однако прогнозируют, что спрос на них будет продолжать увеличиваться.
Николай Гущин-Кузнецов стал бенефициаром компании «ЭвоКом», управляющей активами шведского производителя бумажных изделий Essity, согласно отчетности за 2024 год. По документам, господин Гущин-Кузнецов считается контрольным акционером АО «Эдельвейс», владеющего «ЭвоКом» через ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс».
Отчеты АО «Эдельвейс» указывают, что к концу 2024 года Николай Гущин-Кузнецов имел 20% акций компании, еще 20% принадлежало ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс» и ЗПИФу «ААА — Иридиум» под управлением «ААА Управление Капиталом» (в составе Газпромбанка). Остальные 35% владел другой фонд этой компании — ЗПИФ «Аммонит».
Николай Артемович Гущин-Кузнецов, возможно, связан с семьей основателя группы «Гута» Юрия Гущина, чья дочь Елена является, по СМИ, супругой бывшего президента «Гуты» Артема Кузнецова. Среди активов группы — холдинг «Объединенные кондитеры», включающий холдинги «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский», «Гута-Девелопмент», отель Savoy в Москве и другие. По данным СПАРК, Николай Гущин-Кузнецов владеет 26% ООО «БГ Консалтинг», управляющего мариной Sochi Grand Marina. Остальные 74% принадлежат главе фонда «Водный спорт» Владимиру Силкину, основателем которого является, согласно СПАРК, АО «Гута-Страхование».
Источник подтвердил, что среди владельцев «ЭвоКом» есть лица, связанные с группой «Гута». Также указаны возможные доли владения структурами, связанными с Газпромбанком. Представители «ЭвоКом», «Гуты» и Газпромбанка отказались от комментариев. Артем Кузнецов не ответил на вопросы. На попытки связаться с Николаем Гущиным-Кузнецовым не было получено реакции.
Компания «ЭвоКом» входит в топ-3 производителей гигиенических бумажных изделий в РФ. Она владеет тремя предприятиями в Советске, Светогорске и Веневе, выпускающими продукцию под брендами Zewa, «Торк», «Либресс» и ТЕНА. По планам на 2026 год, компания собирается ребрендировать Zewa под маркой Zemma. Генеральный директор «ЭвоКом» Артем Лебедев сообщил в марте, что мощности фабрик компании оцениваются Центром системных решений (ЦСР) в 142 тыс. тонн в год. Предприятие Hayat Kimya в Татарстане (бренды Papia, Familia) имеет наибольшие мощности — 210 тыс. тонн. В 2024 году выручка «ЭвоКом» увеличилась на 23,1%, достигнув 33,35 млрд рублей, чистая прибыль уменьшилась на 5,1%, составив 2,86 млрд рублей.
Продажа бизнеса и покупка активов: деловые ходы Игоря Шилова
Компания Essity в 2013 году отреализовала свой российский бизнес под названием ООО «Новые технологии», который владел известный предприниматель Игорь Шилов. Он является основателем фирмы, производящей соки под брендом «Нидан», и бывшим соучредителем сети «Европейский медицинский центр» (EMC). Андрей Яновский, занимавший руководящую должность в ООО «Новые технологии» во время продажи, предпочел не давать комментариев по данному поводу.
Руководитель компании Peregrine Capital, Дмитрий Габышев, считает, что изначально Игорь Шилов мог стремиться к приобретению актива для себя, но впоследствии его планы изменились: «Возможно, на рынке появились предложения о продаже, что привело к пересмотру первоначальной стратегии». По его мнению, внутренняя норма доходности при продаже актива могла составлять не менее 35–40%. В 2023 году Игорь Шилов приобрел компанию по производству хлебобулочных изделий «Багерстат Рус» у шведской компании Lantmannen Unibake, после чего актив был передан агрохолдингу «Таврос».
Согласно презентации Центра стратегических разработок, темпы роста российского рынка бумажных санитарно-гигиенических товаров замедляются, однако потенциал для развития остается. По их оценкам, объем потребления таких товаров на одного человека в стране все еще относительно невысок – 5,5 кг в год, и в предстоящие годы данный показатель сохранится, что позволит рынку продолжать расти. В базовом сценарии аналитики прогнозируют увеличение потребления данных товаров в 2025 году до 856 тыс. тонн по сравнению с 834 тыс. тонн в 2024 году.