Развитие круизного туризма на Дальнем Востоке
Отражение концепции
- Прогресс в развитии круизного туризма открывает широкие перспективы для регионов - возникновение новых рабочих мест, рост спроса на услуги туристических фирм, отелей и ресторанов, увеличение налоговых поступлений и повышение уровня гостеприимства, - заметил заместитель министра Восточного развития России Антон Басанский.
Планируется, что на борту тихоокеанского лайнера появится судно такого же класса, как "Астория Гранде", который сейчас выполняет круизы по Черному морю и способен вмещать 1400 пассажиров. Будут установлены реверсивные маршруты: один из Владивостока в Петропавловск-Камчатский с заходом на Сахалин, Курилы, а другой - из Петропавловска во Владивосток с остановками на Командорских островах, Курильской гряде и Сахалине. Среднее время путешествия составит 10-12 дней.
По прогнозам круизной компании, это привлечет на Дальний Восток более 100 тысяч туристов ежегодно. Целевой аудиторией маршрута станут российские путешественники, однако в будущем планируется вступление на международный рынок.
Уникальность проекта заключается в том, что круизное судно будет использовать российский флаг, а все необходимые услуги предоставит компания, зарегистрированная в ДФО, что позволит ей воспользоваться льготными условиями.
Порты Владивостока и Петропавловска-Камчатского полностью готовы принять крупные круизные суда, в то время как остальные точки остановок требуют дополнительной modernization.
- Мы уже десять лет фиксировали эту идею, и теперь она начинает приобретать конкретные формы. Мы создадим межрегиональное аттестационное учреждение, которое объединит свои усилия в обучении гидов. Это важно для правильного представления наших природных красот и для иностранных посетителей. Конечно же, мы ожидаем федеральной поддержки круизных маршрутов, но также разработаем свои меры. Мы понимаем, что первые шаги могут быть непростыми, - отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
Он подчеркнул, что именно морской круиз предоставляет возможность насладиться дикой природой Дальнего Востока всего за непродолжительное время, и предложил отправить первую поездку благотворительного проекта "Белый пароход" - 150 одаренных детей со всей России, чтобы они давали концерты в точках остановок.
- Круизы являются весьма востребованными: многие участки побережья доступны для посещения только на вертолетах или яхтах, что доступно лишь ограниченному числу людей, - подчеркнул губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Согласно его словам, регион уже подготовлен к увеличению потока туристов: морской порт и аэропорт оснащены современной инфраструктурой с запасом мощности, а также реализуется план развития столицы края.
- Некоторые посетители могут захотеть остаться на несколько дополнительных дней после круиза, чтобы погреться в термальных источниках Камчатки, полюбоваться вулканами, восстановить здоровье и после этого отправиться обратно в Москву или в любую другую страну, увозя с собой светлые впечатления, - выразил надежду Владимир Солодов.
Развитие круизов по Севморпути
В перспективе рассматривается расширение круизов по Севморпути, включая Чукотку, Колыму и другие регионы. По словам главы Федерального агентства морского и речного транспорта Андрея Тарасенко, развитие круизного туризма предполагает привлечение частных инвестиций. Планируется строительство круизных судов, включая ледовые суда, подготовка специалистов, модернизация портовой инфраструктуры и сервиса.
Уровень стоимости и логистика
Многих интересует цена путешествия морским круизом, организаторы назвали средние затраты - около 17 тысяч рублей в день на одного человека. По сравнению с обычными поездками, где включены транспорт, отель, еда, экскурсии и другие развлечения, сумма может быть значительно выше. Здесь же предлагается путешествие на комфортабельном лайнере с театрально-концертным залом на тысячу мест, ресторанами, барами, спа и фитнес-центром.
В долгосрочной перспективе организаторы планируют запуск круизов в страны Юго-Восточной Азии. В настоящее время выработана программа маршрута: Владивосток - Сокчхо - Чеджу (Южная Корея) - Шанхай (КНР) - Пусан (Южная Корея) - Владивосток. Есть возможные посещения портов Японии, острова Хайнань в Китае, Северной Кореи, Вьетнама, а к концу 2026 года - Гонконга и обратно.
Для успешного запуска круизов необходимо решить множество проблем, связанных с созданием туристических маршрутов, портовой инфраструктурой, гидами и другими аспектами комфортного отдыха на Дальнем Востоке.
- Мы создали инфраструктуру морского круизного туризма полного цикла, что ранее отсутствовало в России. Однако в настоящее время отсутствуют соответствующие страховые продукты (например, страхование от бизнес-прерываний). Эта проблема требует решения, особенно в связи с планами развития на международном уровне. Необходимо обратить внимание на логистику: возможный дефицит авиабилетов, особенно в популярный туристический сезон, для перевозки наших клиентов из западной части России на Восток и обратно, где число пассажиров превышает тысячу. Следует задуматься о дополнительных авиарейсах, - высказал свое мнение председатель совета директоров компании "КС-Стратегический Альянс" Кирилл Шубский.
Важно учитывать, что доставка туристов к месту начала путешествия, а также обратно домой не включена в стоимость морского круиза. Проблемы в этой части могут серьезно усложнить и испортить впечатление от нового туристического продукта.
- Одной из задач является комфортное приемление на берегу более тысячи человек одновременно и их обслуживание в течение суток. Это непросто. И возникает вопрос: нужно ли больше одного судна? Эксперимент покажет, - прокомментировал генеральный директор компании "Совкомфлот" Игорь Тонковидов.
Вызов для авиаторов
Согласно замглавы авиакомпании "Аврора" Олега Емеца, доставить дополнительных 1400 пассажиров во Владивосток, Южно-Сахалинск или Петропавловск-Камчатский за один-два дня - сложная задача. Если использовать самолет Superjet, необходимо совершить 14 рейсов ежедневно. Кроме того, нужно принять и обслужить пассажиров, обеспечить трансфер в порт, и все это должно быть безупречно.
Олег Емец высказал мнение о необходимости создания пакетных решений для туристов, возможно, с учетом сниженных тарифов, чтобы сделать круизы доступными по стоимости. Он также отметил важность обогащения круизов вертолетными экскурсиями для осмотра прекрасных островов. При этом требования к вертолетам особые - им необходимо иметь возможность приводнения и летать над водной поверхностью продолжительное время. В целом, это серьезный, но увлекательный вызов для авиаторов.
Замминистр экономического развития РФ Дмитрий Вахруков подчеркнул, что речь идет о премиум продукте, который не может быть дешевым. Поэтому необходимо правильно позиционировать его на рынке. Тем не менее, он заверил, что государство готово поддержать производителей круизных судов путем льготного лизинга и компенсации процентных ставок по кредитам от Минпромторга. Если спрос на новый продукт будет расти, проект можно будет расширить.