Новый терминал в Усть-Луге ускорит экспорт российских удобрений

Новый терминал в Усть-Луге ускорит экспорт российских удобрений

Бизнес
032
Рефинанс

Новый порт для удобрений в Усть-Луге

Недостаток портовых мощностей для производителей удобрений будет устранен благодаря новому морскому терминалу "Порт Фавор" в Ленинградской области. Старт первой фазы проекта был дан в конце 2024 года. В настоящее время терминал занимается перегрузкой аммиака с грузовиков. Вторая фаза работы терминала будет связана с сухими удобрениями. В следующем году "Порт Фавор" достигнет производственной мощности 14 миллионов тонн.

Новый морской терминал для перевалки минеральных удобрений

Изначально замыслом является создание нового морского терминала, который будет способен принимать все разновидности минеральных удобрений. Общая площадь терминала превышает 25 акров, на которых будет организована инфраструктура для принятия удобрений от автомобильного и железнодорожного транспорта, хранения судовых партий и отправки грузов морским путем. В структуру терминала включен складской комплекс общей вместимостью свыше 500 тысяч тонн. Железнодорожная ветка позволяет доставку и обработку 500 вагонов ежедневно, с возможностью разгрузки как сухих, так и жидких удобрений. Длинная причальная стенка позволит одновременно обслуживать три судна, с общим весом до 200 тысяч тонн.

Порт своего времени

Новый морской терминал станет одним из передовых в России, заявляет директор компании "Порт Фавор" Игорь Липинский. Проект терминала был предварительно изучен с использованием передовых технологий по обработке жидких и сухих удобрений. "При проектировании нового терминала были использованы самые передовые наработки в этой области", - отмечает он. Следовательно, "Порт Фавор" станет одним из наиболее современных терминалов в России для обработки минеральных удобрений.

Новая инфраструктура для обработки аммиака является уникальной для России. "Нет законодательных ограничений для строительства аммиачных терминалов", - пояснил генеральный директор "Портового альянса" Михаил Кузнецов. В российских законах не было положений относительно обработки жидких минеральных удобрений в морских портах. Пришлось вносить изменения в Водный кодекс, чтобы создание терминала стало возможным. В это вовлекли администрацию Ленинградской области. Губернатор Александр Дрозденко объяснил, что в этом процессе участвовали юристы, экологи, научные организации и ведомства. Появление порта имело критическое значение для экономической стабильности страны, чтобы сохранить производство аммиака. В настоящее время новый терминал является единственным в России портом, который обрабатывает аммиак, и единственным, который способен обрабатывать как сухие, так и жидкие грузы.

В прошлом году объем перевозок минеральных удобрений через российские морские порты увеличился. Однако недостаток специализированных морских терминалов сильно ограничивал рост объемов производства и экспорта удобрений. Новые возможности для обработки удобрений позволят увеличить отечественное производство этого востребованного товара на мировом рынке. Кроме того, компании, занимающиеся производством, готовы увеличивать объемы производства.

В процессе строительства возможности терминала были пересмотрены, а его мощности увеличены вдвое. Планы на 2019 год предполагали обработку 7 миллионов тонн удобрений (за исключением аммиака). Однако после 2022 года экспорт минеральных удобрений, включая аммиак, через страны Евросоюза и Украину был остановлен. Это привело к необходимости развития новых портовых возможностей на Балтике. Российские экспортеры лишились доступа к заграничным терминалам в Эстонии, Латвии, Бельгии, Нидерландах и других странах, а также к аммиакопроводу Тольятти - Одесса. Увеличение максимального объема экспорта удобрений и увеличение инвестиций до 75-80 миллиардов рублей дало значительное преимущество российским производителям удобрений и обеспечило независимость от зарубежной инфраструктуры.

Перспективы экспорта удобрений в России

Исходя из данных о перемещении минеральных удобрений, экспорт через различные бассейны неодинаков. Некоторые терминалы, такие как Туапсинский и Мурманский, увеличивают объемы перевалки, в то время как объемы через Азово-Черноморский бассейн снижаются.

Наибольший рост экспорта удобрений отмечается через порты Балтики, где новые специализированные терминалы и другие порты увеличивают перевалку. В общей сложности объем экспорта через порты Балтии увеличился на две трети за последние четыре года.

Усть-Лужский терминал на Северо-Западе страны, благодаря своему местоположению, позволяет быстро доставлять удобрения на мировой рынок. Маршрут от производителей до терминала сокращается до минимума.

Спрос на российские удобрения растет в странах Латинской Америки, Африки, Индии и Китае. За последний год экспорт в эти регионы вырос более чем на половину, что свидетельствует о перспективах развития отрасли.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Поддержка бизнеса от ведущих банков России. Льготные программы кредитования от банков-партнёров.
Получить предложение

Начальный этап завершен

На первой стадии реализации проекта осуществлялось создание инфраструктуры для перевозки аммиака автоцистернами. В настоящее время ежедневная производительность терминала составляет 2,6 тысячи тонн аммиака. К концу 2025 года прогнозируется достижение объема в один миллион тонн в год.

Технологическая перевалка аммиака в "Порте Фавор"

Перенос аммиака в порту Фавор - это современная и инновационная технология, которая полностью исключает разливы и выбросы газа. Система управления автоматизирована, обеспечивая контроль над давлением, температурой, положением арматуры и параметрами оборудования.

Первоначальные работы включали в себя установку эстакады для слива из автоцистерн, азотной установки, центрального пульта управления, трубопровода, системы налива на причале №1, факельной установки и сети газоанализаторов. Также проведена прокладка основных коммуникаций: электричества, воды, канализации и противопожарного оборудования.

Технологическое совершенство

Сразу после запуска производства удобрений, они будут отправляться из порта на трех морских причалах, тянущихся более 800 метров в длину. Глубина у каждого причала составит 16 метров, что позволит принимать крупногабаритные суда. Терминал сможет обслуживать три балкера с максимальной грузоподъемностью до 114 тысяч тонн, и в течение одного прихода судна будет отгружаться до 200 тысяч тонн товаров.

На данный момент продолжаются работы по углублению дна в порту. Средняя глубина у причалов терминала на первой декаде февраля составила 10 метров. После достижения плановой отметки в 16 метров это станет важным техническим преимуществом для терминала, поскольку средняя глубина сухогрузных причалов в России колеблется от 10 до 14 метров, что ограничивает возможность приема больших судов.

В порту будет действовать три судопогрузочные машины, и две из них смогут одновременно обслуживать один балкер, что увеличит скорость работы до 4800 тонн в час. Первая судопогрузочная машина уже прибыла в порт, а две другие планируется доставить в марте текущего года.

Первый причал терминала уже принят в эксплуатацию. Остальные причалы находятся в процессе оформления документов. "Готовность гидротехнических сооружений составляет 100 процентов".

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
1 000 000 ₽
500 000 000 ₽
Срок кредитования*
1 год
25 лет
Ваш ежемесячный платёж составит:
86 066

Строительство железных путей и холодильной установки

Весной 2025 года планируется завершить строительство железнодорожных путей и монтаж холодильной установки для перевозки грузов. Уже имеется развитая сеть железных дорог в направлении Усть-Луги. Первый этап инфраструктуры включает 4,7 километра железнодорожного полотна с 10 путями и 15 стрелочными переводами, предназначенными для обработки сухих удобрений. Еще четыре пути будут построены для доставки жидкого аммиака.

Специально разработанная станция разгрузки позволяет одновременно обрабатывать 8 вагонов-хопперов с разными видами удобрений. Вагоны с различными грузами могут разгружаться параллельно, сокращая время простоя составов на станции.

Для обеспечения перекачки жидкого удобрения с железнодорожного транспорта будет установлена холодильная установка, поддерживающая необходимую температуру в любое время года.

Перевозка минеральных удобрений по железной дороге постоянно растет из-за высокой прибыльности груза. В 2024 году объем перевозок достиг 36,2 миллиона тонн, что на 18% больше, чем в 2023 году. Большая часть удобрений была доставлена к морским терминалам Северо-Запада.

Купольные склады для удобрений

Аммиак перекачивается на судно напрямую с транспорта, поэтому в порту отсутствуют склады для жидких удобрений. Здесь имеются лишь емкости для технических целей.

Для сухих удобрений строятся купольные и хребтовые склады. Купольные склады представляют собой железобетонные полусферы, хребтовые склады - каркасные здания арочного типа.

Игорь Липинский сообщает: "У нас есть 14 емкостей и секций для разной продукции: калийных, азотных, фосфорных удобрений, различающихся по цвету и фракции".

Готовность купольных складов - 90%, хребтовых - 60-70%, уточняет директор терминала.

До мая доставят необходимое оборудование для монтажа технологических линий. Например, для сухих удобрений предусмотрено 25 конвейерных линий общей протяженностью 14 километров.

Сокращение выпуска продукции

Уменьшение производства минеральных удобрений в 2022 году было вызвано проблемами в поставках, что вынудило создать новые маршруты и системы поставок.

Согласно отчету Росстата, в 2024 году объем производства удобрений увеличился на 9 процентов, достигнув 28,3 миллиона тонн. Производство аммиака повысилось на 5,2 процента, достигнув 18,2 миллиона тонн в год. Российская ассоциация производителей удобрений оценила результаты отрасли еще выше.

В 2024 году было произведено рекордное количество удобрений - 63 миллиона тонн, что является лучшим показателем советского времени. Россия в настоящее время полностью удовлетворяет свои потребности в данной продукции.

Большая часть произведенных удобрений - 42 миллиона тонн - экспортирована из российских портов, что также является рекордом. Экспорт калийных удобрений увеличился на 31 процент, а карбамид и аммиачная селитра также показали рост. Некоторое снижение было выявлено в экспорте фосфорных удобрений.

РАПУ прогнозирует, что к 2030 году Россия может увеличить производство удобрений до 70 миллионов тонн и экспорт до 49 миллионов тонн, при этом значительная часть будет проходить через "Порт Фавор". Планы включают увеличение экспорта карбамида, фосфорных удобрений и хлористого калия.

Производители минеральных удобрений интересуются новым морским терминалом

Производители минеральных удобрений проявляют значительный интерес к современному морскому порту, отмечает Игорь Липинский. Они готовы взаимодействовать с портом для перегрузки удобрений и отправки их на экспорт. Востребованность и загрузка порта не вызывают сомнений, учитывая, что крупнейшие производители удобрений расположены преимущественно в европейской части страны из-за наличия здесь сырьевой базы. Калийные удобрения производятся в Пермском крае, азотные - в Ставропольском крае и Тульской области, фосфорные - в Мурманской, Ленинградской и Кировской областях. Это обеспечивает производителям короткие сроки доставки своей продукции до терминала "Порт Фавор".

Сейчас терминал "Порт Фавор" имеет возможность экспортировать 500 тысяч тонн аммиака. В текущем году эти показатели могут удвоиться благодаря запуску железнодорожной эстакады для приема грузов и запуску холодильной установки. За два месяца работы транспортно-перегрузочного комплекса "Порт Фавор" экспортировал 129 тысяч тонн аммиака.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:

- В России появился собственный портовый терминал по перевалке аммиака. Это свидетельствует о том, что российские компании, производящие аммиак, могут быть уверены, что мировые иностранные рынки будут доступны для поставок аммиака. Наша экономика продолжает развиваться, мы строим, идем вперед. Весной 2026 года будет запущен крупный комплекс по перевалке сухих минеральных удобрений.

Владислав Яковчук, коммерческий директор Мурманского морского торгового порта:

- Заводы по производству удобрений располагаются в основном в европейской части России, что делает терминалы Балтийского бассейна оптимальным выбором для перевозки удобрений от производителей к основным зарубежным покупателям. Более 80% минеральных удобрений, произведенных в России, экспортируются через порты Балтийского бассейна. В настоящее время "Порт Фавор" отправляет на экспорт только аммиак, но запуск мощностей по перевалке сухих минеральных удобрений запланирован на первые месяцы 2026 года. На текущий момент мощности терминала для перегрузки наливных грузов составляют 500 тысяч тонн аммиака ежегодно, но летом текущего года они увеличатся вдвое из-за ввода в эксплуатацию железнодорожной эстакады и холодильной установки.

"Порт Фавор" является социально ответственным работодателем, который создает 500 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, включая узкопрофильных специалистов и выпускников соответствующих вузов. Терминал имеет собственную программу жилищного обеспечения, в настоящее время в его владении находится 36 квартир, в которых проживают сотрудники из других регионов. Кроме того, заключен договор с застройщиком на приобретение 107 квартир в строящемся доме, где будет выполнен современный ремонт, приобретена необходимая мебель и бытовая техника.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
04
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
06
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
03