Реакция на статью "Жесткая посадка"
Действия Следственного комитета по авиации вызывают вопросы и сомнения
Михаил Двухжилов (misha_dv@mail.ru): "С первых дней происшествия я пристально слежу за новостями о судьбе командира Airbus A320 Белова Сергея, чей профессионализм сохранил жизни 167 пассажиров того злополучного рейса. Прочитал много статей и комментариев к ним, в том числе западных СМИ, в которых и журналисты, и их читатели восхищаются профессионализмом пилотов, расценивая это как мастерство на грани фантастики. Многие думали, что это фейк, так как не могли поверить, что можно посадить такой самолет в поле, причем без пострадавших и не повредив его.
В том, почему летчикам не хватило топлива, должны разбираться специалисты и следователи, но они, судя по вашей статье, особо не стараются. Как можно обвинять пилота с налетом 8 тыс. часов в том, что он не сумел правильно рассчитать остаток топлива? Уверен, что это происходит на автомате, даже в экстремальной ситуации".
Написали и сотрудники правоохранительных органов, причем не только бывшие, но и действующие. Сначала процитируем бывшего следователя Сергея Епифанова, 15 лет проработавшего в следственных органах. Прочитав статью, он пришел к выводу о странном, как он пишет, характере уголовного дела в отношении командира лайнера. Не можем ни опровергнуть, ни подтвердить его точку зрения, лишь повторим, что мы предложили представителям следствия высказаться, направили вопросы, однако ответов так и не дождались.
Уже после выхода статьи в Восточное межрегиональное Следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ опубликовало информацию о направлении в суд уголовного дела по факту аварийной посадки воздушного судна в Новосибирской области. В тот же день, причем на несколько часов раньше, чем в СК, на сайте Барабинского районного суда Новосибирской области появилась информация о поступлении к ним уголовного дела в отношении бывшего командира воздушного судна Белова Сергея Владимировича.
А вот любопытный отклик от действующего сотрудника Следственного комитета на транспорте. По понятным причинам он просил не называть его имя, но признался, что "знает это дело не понаслышке". Похоже, это действительно так. Читайте.
"Сначала был ажиотаж, направили большое количество личного состава на место происшествия, осмотры, допросы, торопились, нужно было срочно докладывать. Создали следственную группу, провели неотложные следственные действия, назначили экспертизы по топливу, гидрожидкости, маслу. Руководители авиакомпании "Уральские авиалинии" на всю страну рассказали, что экипаж молодцы, действовали правильно, спасли людей. Росавиация начала проверку. А потом начались странности.
Первый отчет Росавиации отменили. Почему, неизвестно. Назначили новую комиссию. Состав комиссии, включая председателя, изменили. Новый отчет противоречит первому, а также заключению Авиарегистра России по результатам расшифровки черных ящиков. Руководство ОАО АК "Уральские авиалинии" "переобулось", членов экипажа назначили виновными, попросили на выход. А главное - авиакомпания получила страховку 1,3 млрд рублей и разобрала самолет (который должен быть вещдоком) на запчасти. С такими деньгами кому нужен экипаж и его командир.
В феврале 2024 года сложное дело передали в производство молодому следователю, старшему лейтенанту. Пассажиров, не имевших претензий, назначили потерпевшими и настоятельно предложили предъявлять иски. Для проформы в апреле 2024 года назначили экспертизу за счет бюджетных средств. Проводили ее подальше от Новосибирска - в Нижнем Новгороде. Реальных специалистов по A320, в том числе пилотов и авиатехников, МАК не привлекал. Видимо, чтобы не мешали. Эксперту, кроме документов, ничего не представили. Далекий от гражданской авиации "эксперт" надергал кусков из заключений Росавиации и Авиарегистра России и назначил виновных. В июле 2025 года заключение было составлено.
В уголовном деле немало противоречий, недочетов, нарушений УПК РФ и т. д. Воздушное судно, поврежденные детали, порванный гидрошланг, послуживший началом проблем, черные ящики, список пассажиров, иные необходимые документы не изъяты, к уголовному делу не приобщены. Экспертиза по вышеуказанным предметам не назначалась и не проводилась.
Ущерб посчитали без необходимых документов и экспертиз. Сотрудников Росавиации и Авиарегистра России не допросили. На все ходатайства и жалобы защиты - отказ. Дело из 11 томов, включая сложные заключения Росавиации и Авиарегистра России, "изучили" за один день и утвердили обвинительное заключение. Как это может быть, нужно узнать у зама Западно-Сибирского транспортного прокурора.
Летчики: нарушения и давление
Помимо фактических несоответствий, в деле присутствует значительное количество процессуальных нарушений, которые невозможно не заметить. Однако прокуратура быстро передала дело в суд. Теперь сотрудники следствия и прокуратуры будут убеждать суд не отправлять дело на доследование и выносить приговор, несмотря на все нарушения, так как дело очень значимое.
Так считают и представители авиационного сообщества летчиков. Мы получили от них несколько откликов. Дмитрий Паловкин, пилот-инструктор, экзаменатор самолетов В737, А320 с налетом 19 тыс. часов, написал, что всех российских летчиков интересует уголовное дело Сергея Белова, так как они могли бы оказаться в его ситуации.
"Мой близкий друг, летчик-испытатель, опытный налетчик со стажем 20 тыс. часов, отметил, что "внешнее давление" - один из наиболее опасных факторов в авиации. Ведь каждое авиапроисшествие всегда связано с несколькими обстоятельствами.
Будь у экипажа Белова исправная гидросистема, мы никогда не узнали бы о этом полете. Если бы компания не вмешивалась в действия командира, не учитывалось бы воздушное сопротивление или не было бы двусмысленной индикации шасси - рейс закончился бы нормально. Но все эти факторы совпали в этот раз. А "внешнее давление" всегда присутствовало в кабине. Возможно, именно это стало той "соломинкой, что переломила спину верблюду".
Один из уважаемейших деятелей в гражданской авиации, Виктор Константинович Кабанов, задает простой вопрос.
"Почему командира В767 американской компании, совершившего вынужденную посадку из-за ошибки при заправке, назвали героем и наградили?" - удивляется он. - Разве американское правосудие настолько наивно? Нет! Они прекрасно понимают, что наказывая пилота за ошибку, они предпринимают рискованный шаг.
Было ли у нашего летчика злорадство, стоят ли шесть покрышек и четыре тормоза семи лет тюрьмы пилоту, способному садить самолет в поле, решит суд. Но мы и наши коллеги обдумываем, каковы будут последствия приговора для наших капитанов. Будет ли показана беспомощность пилота перед системой? Сколько из них решат, что за любое решение они будут наказаны? Как убедить их, что необходимо принимать самостоятельные решения, ведь цена одного пилота слишком высока".
Отзывы читателей подтверждают, что необходимо быть чрезвычайно внимательными в данном деле - в методах, сроках и окончательном решении. Потому что будущее авиации зависит не только от техники, но также от личных решений летчиков в каждой ситуации.