Сеть Obuv столкнулась с проблемами
Обнаружено, что сеть Obuv, основанная на российских магазинах польской компании ССС и запустившаяся в России летом 2022 года, может прекратить свою деятельность. Ритейлер не планирует продлевать договоры аренды на оставшиеся 19 торговых объектов по всей стране. Проблема кроется не только в сложной политической обстановке, из-за которой некоторые западные бренды ушли с российского рынка три года назад, но и в убыточности компании.
Согласно двум источникам в сфере коммерческой недвижимости, оператор магазинов Obuv, торгующих продукцией польской ССС, включая обувные бренды Lasocki и Jenny Fairy, планирует закрыть большинство своих магазинов к началу осени этого года. Компания не собирается продлевать арендные договоры на площади в торговых центрах, заканчивающиеся к этому времени, уточнил один из источников. ООО "Обув", управляющая сетью Obuv, не ответила на запрос.
По данным СПАРК, компания ООО "Обув" была создана на основе ООО "ССС Раша" в 2010 году в Москве. Последняя управляла магазинами польской обувной сети ССС в России.
В мае 2022 года польский холдинг объявил о продаже своего российского подразделения, управлявшего тогда 39 магазинами. Подробности сделки и новый бенефициар дочерней компании не были раскрыты. Вскоре после новости о продаже магазинов CCC на их месте появилась сеть Obuv. По данным СПАРК на июнь 2022 года, учредителем ООО "Обув" была Александра Мусина.
На данный момент под брендом Obuv в России существует 19 магазинов, в основном в регионах. В Москве у сети остался лишь один магазин в торговом центре "Саларис". В Подмосковье у ритейлера были точки продаж в "Зеленопарке" в Солнечногорском районе, а также в торговых центрах "Весна" и "Красный кит" в Мытищах.
Наталья Чиненова, главный консультант по ритейлу Fashion Consulting Group, считает, что перезапуск бывших магазинов ССС в России после ребрендинга и изменения владельца оказался неудачным, что могло послужить причиной закрытия остальных точек продаж. "Компании не удалось сохранить брендовую историю, а также адаптироваться к среде конкуренции и сохранить лояльность клиентов", - отметила она.
Рынок обуви в России: текущее положение и тенденции
Маржинальность сферы импорта и продажи обуви при учете текущих валютных курсов и логистических издержек остается невысокой, подмечает директор торговой недвижимости компании NF Group Евгения Хакбердиева. В связи с этим, согласно ее мнению, уход компании Obuv с рынка представляет собой закономерную логику.
Оставшийся после 2022 года российский бизнес ССС за три года так и не смог обрести устойчивое финансовое состояние, следует из данных СПАРК. К 2024 году выручка ООО «Обувь» сократилась на 34% по сравнению с предыдущим годом, до 747,4 миллионов рублей, а убыток достиг цифры в 339,4 миллиона рублей. Годом ранее убыток практически соответствовал этой сумме, а в 2022 году составил 63 миллиона рублей.
Сфера обувного ритейла в России на данный момент ощущает значительную конкуренцию и уменьшение покупательной способности, отмечает Евгения Хакбердиева. В 2024 году было объявлено о закрытии обувных заводов компании «Юничел» из Челябинска в Златоусте и Оренбурге. Примерно в то же время в Брянске закрылся завод Francesco Donni. Одна из крупнейших сетей обувных магазинов в России Zenden в декабре объявила о намерении закрыть примерно 50 магазинов.
Сегмент обуви испытывает существенное давление со стороны маркетплейсов, на которые перетек значительный объем продаж. По данным различных источников, в настоящее время онлайн-продажи составляют от 45% до 50% общего объема продаж обуви. Кроме того, сервис "Чек Индекс" сообщил, что в первой половине 2025 года в России отмечено снижение продаж одежды и обуви на 7% по сравнению с предыдущим годом как в офлайн-магазинах, так и онлайн.