Конфликт между банками и маркетплейсами
Противостояние между банковским сектором и обычной торговлей с одной стороны, и онлайн-площадками — с другой, набирает обороты. По информации, самые крупные розничные компании, такие как "Детский мир", "М.Видео-Эльдорадо", DNS, "Лемана ПРО", Hoff, IRG, обратились к правительству с просьбой поддержать банки, которые требуют запретить маркетплейсам финансировать акции для покупателей и создавать свои финансовые структуры. Кроме того, офлайн-торговцы, недовольные такой практикой, предложили ряд мер по борьбе с демпингом со стороны своих конкурентов. Они также требуют ускорить введение налога на добавленную стоимость при импорте товаров физическими лицами, заказанных онлайн.
Доступно стало письмо от 3 декабря 2025 года, отправленное топ-менеджерами "Детского мира", "М.Видео-Эльдорадо", DNS, "Лемана ПРО", Hoff, "Леонардо", "Всеинструменты.ру", Inventive Retail Group (IRG), с предложениями о введении ограничений для маркетплейсов. Верность письма подтвердили его отправители. Источник близкий к правительству сообщил о получении документа. Однако ответа на обращение правительства пока нет.
Традиционные розничные компании встают на сторону крупных банков (например, "Сбербанк", ВТБ, Альфа-банк, Т-Банк, Совкомбанк), которые давят на онлайн-площадки, требуя от них отказаться от финансирования акций для клиентов и запретить использование скидок при оплате картами дочерних банков. Маркетплейсы же настаивают на использовании своих банков клиентами и продавцами, и указывают на прецеденты в других странах, где власти обязали онлайн-площадки "оперативно вынести финансовые сервисы в контролируемую территорию или запретить владение внутренними финансовыми системами".
Основное недовольство традиционных розничных сетей вызывает агрессивное понижение цен, что приводит к увеличению комиссий и штрафов для продавцов. По их мнению, маркетплейсы объясняют свою стратегию снижения цен необходимостью поддерживать низкие цены. Для решения этой проблемы розничные сети предлагают установить максимальный бюджет для снижения цен онлайн-площадками.
Представители Ассоциации торговых компаний и производителей электроники и компьютеров напоминают, что маркетплейсы "вытесняют другие каналы продаж при помощи финансовых поощрений и скидок". Генеральный директор "М.Видео" Феликс Либ и президент IRG Тихон Смыков согласны с тем, что скидки должны оставаться чисто коммерческим инструментом и не использоваться для конкурентного вытеснения. Это также приводит к тому, что при копировании стратегий скидок онлайн, сети продаж начинают предпочитать маркетплейсы. Эта ситуация, по данным Hoff, усложняет структуру ценообразования в онлайн-площадках, которые занимаются продвижением не самых востребованных товаров.
Офлайн-розница также возмущена тем, что крупные маркетплейсы дают преимущества иностранным продавцам, главным образом из Китая, через более низкие тарифы и комиссии, чем местным продавцам. Это, по мнению авторов обращения, приводит к прямому ущербу отечественным производителям.
Селлеры и маркетплейсы в борьбе за выживание
Владелец цепи магазинов "Леонардо" Борис Кац опасается индивидуальных условий, установленных платформами, так как их нарушение грозит серьезными штрафами и даже банкротством. По его мнению, увеличение комиссий интернет-торговых площадок приводит к росту цен на товары для потребителей. Именно из-за этой проблемы DNS была вынуждена покинуть онлайн-рынки, поясняет другой совладелец сети - Дмитрий Алексеев. Он подчеркивает, что только собственная розничная торговля позволяет "честно конкурировать по цене, сохраняя прозрачную бизнес-модель".
Еще одна жалоба со стороны офлайн-ритейлеров связана с текущим порогом беспошлинного ввоза товаров физическими лицами с заграницы, который составляет €200. Этим правилом активно пользуются небольшие продавцы для перепродажи импортных товаров на онлайн-площадках. Поэтому авторы письма предлагают усилить требования по уплате НДС при ввозе товаров физическими лицами, заказанных через интернет.
По мнению Бориса Каца, в отличие от крупных розничных продавцов, маркетплейсы могут осуществлять налоговую оптимизацию, поскольку от 40% до 60% работников онлайн-платформ являются индивидуальными предпринимателями. Это дает им возможность избежать уплаты социальных взносов и налога на доходы физических лиц. Предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, приносят маркетплейсам более 60% их выручки, добавляет г-н Кац.
Представители Ozon заявляют, что продавцы сами выбирают условия сотрудничества с площадкой. Компания отмечает, что случаи наложения штрафов на продавцов встречаются редко, а повышение тарифов объясняется ростом расходов на логистику, топливо, электроэнергию. Согласно данным Ozon, лишь 2% продавцов отказались от скидок, предоставленных платформой, и шесть из десяти таких продавцов затем просили вернуть акции на свои товары.
Wildberries советуют обратить внимание на бизнес-модель офлайн-ритейлеров, которые не допускают малый бизнес на свои полки из-за превалирования товаров собственных торговых марок и предпочитают сотрудничать с крупными дистрибьюторами.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (объединяет крупные онлайн-площадки) Артем Соколов объясняет, что благодаря комиссиям с продавцов маркетплейсы обеспечивают IT-инфраструктуру, платежные сервисы, логистику, обслуживание клиентов. Глава Ассоциации предпринимателей электронной торговли Алексей Москаленко не считает необходимым вмешательство правительства в ценообразование на онлайн-площадках. Он напоминает о скором принятии закона о платформенной экономике, который должен разрешить разногласия между продавцами и онлайн-платформами.

