Сокращение отгрузок нефти из Казахстана
Отгрузки нефти из Казахстана через КТК уменьшатся на половину в следующие два месяца из-за остановки двух причальных устройств в Новороссийске. Это потребует сокращения добычи в Казахстане. Эксперты считают, что это может повлиять на мировой рынок и вызвать рост цен на нефть.
Ограничения в поставках через КТК, вызванные остановкой двух причальных устройств по требованию Ространснадзора, могут продолжаться несколько месяцев. Источники утверждают, что восстановление полной прокачки до лета маловероятно из-за времени, необходимого на устранение недостатков.
Два причальных устройства на терминале КТК были выведены из эксплуатации после проверки Ространснадзора. Класс этих устройств также подлежит изменениям, что может затянуться из-за судебных разбирательств и согласований. Это приведет к работе только одного причального устройства в течение месяцев.
Экспорт нефти из Казахстана может снизиться на половину через КТК, который обеспечивает более 80% экспорта страны. Обычно работают два из трех причальных устройств.
Прокачка нефти через КТК в начале года составила 10,3 млн тонн, в феврале снизилась до 5,5 млн тонн, а в марте достигла приблизительно 6 млн тонн. В прошлом году было отгружено 63 млн тонн нефти по этому маршруту, из которых более 54 млн тонн принадлежали Казахстану. Ни КТК, ни Минэнерго не комментируют текущую ситуацию.
Доставка нефти из Казахстана: текущее состояние
В Минэнерго Республики Казахстан сообщили, что отгрузки находятся в нормальном режиме и не существует ограничений на прием казахстанской нефти в систему Каспийского трубопровода. В компании Chevron подчеркнули, что добыча и поставка нефти с месторождения Тенгиз, которое эксплуатирует "Тенгизшевройл", осуществляются бесперебойно.
Источники пояснили, что полная заправка будет продолжаться до тех пор, пока не заполнится полностью емкость нефтяных резервуаров на терминале, что примерно произойдет через неделю, после чего Казахстану придется снижать добычу сырья.
По информации из Reuters, в марте добыча нефти в стране достигла рекордного уровня (почти 9 миллионов тонн) в основном за счет увеличения добычи на месторождении Тенгиз. В апреле было запланировано прокачать 6,5 миллионов тонн через КТК. В случае если объем поставок останется ниже 2,5 миллионов тонн, то по расчетам на основе экспортной пошлины, страна потеряет как минимум $170 миллионов ежемесячно. Общий план экспорта из Казахстана на 2025 год составлял 70,5 миллионов тонн.
Эксперт Финансового университета при правительстве Российской Федерации Игорь Юшков отмечает, что у Казахстана практически нет альтернатив, куда можно перенаправить потоки нефти из КТК, учитывая, что это взаимосвязанная система с другими месторождениями. Теоретически, согласно его мнению, Астана может пересылать нефть танкерами через Каспийское море и отгружать в Азербайджане, однако затраты на транспортировку и прокачку будут значительно выше, а инфраструктура ограничивает возможность перенаправить крупные объемы.
По словам господина Юшкова, наибольшее воздействие от сокращения экспорта испытают не бюджет Казахстана, а зарубежные нефтяные компании, участвующие в консорциуме и осуществляющие разработку месторождений в стране в рамках стратегического партнерства. Одновременно, согласно его мнению, Казахстан прекратит превышать квоты ОПЕК+ и скомпенсирует избыточное производство в начале года, что может сократить предложение сырья на мировом рынке и удерживать цены.
Казахстанский независимый эксперт Олжас Байдильдинов назвал ситуацию вокруг КТК "весьма тревожной", особенно с учетом постоянных атак беспилотников. КТК сообщал о нападениях в феврале и марте на нефтеперекачивающие станции "Кропоткинская" и "Кавказская". Господин Байдильдинов также прогнозирует, что емкость для хранения на терминале КТК около 1 миллиона тонн будет заполнена в течение недели, после чего Казахстану придется либо снижать добычу, либо искать альтернативные пути. Однако, он отмечает, что возможности существенного увеличения поставок по железной дороге и морю ограничены.