Новые правила кредитования и защиты от мошенничества
1. С 1 июля вступили в силу дополнительные ограничения на предоставление кредитов клиентам с высоким долговым бременем. Заемщики, выплачивающие более 80% ежемесячного дохода по кредитам, больше не имеют возможности получить новые кредитные карты или увеличить лимиты на существующие. Центробанк сообщает, что более жесткие ограничения стали необходимы из-за того, что значительная часть кредитов по кредитным картам все еще выдается таким категориям клиентов.
С 1 июля также закончился срок действия моратория Центробанка РФ на ограничение полной стоимости потребительского кредита. Согласно новым правилам, полная стоимость кредита по договорам, заключенным в III квартале 2024 года, не должна превышать среднерыночное значение на более чем треть.
2. С 25 июля 2024 года вступил в силу закон, вводящий новые меры по борьбе с финансовыми мошенниками. По этому закону банки обязаны задерживать переводы на два дня, если информация о получателе содержится в базе данных Банка России о случаях мошенничества, и уведомлять клиента. Если после этого клиент все равно желает совершить перевод на подозрительный счет, банк должен выполнить его немедленно без финансовой ответственности.
Также согласно новому закону, банк обязан вернуть клиенту украденные мошенниками деньги в течение 30 дней в определенных случаях: если перевод осуществлен на мошеннический счет из базы данных ЦБ РФ, если клиент не был уведомлен о подозрительном переводе, или если клиент потерял карту и сообщил об этом.
24 апреля однако дополнительные признаки мошенничества стали применяться:
- переводы на счета, используемые для мошеннических операций;
- информация об уголовном деле против получателя средств;
- данные от сторонних организаций о мошенничестве.
При соответствии этим признакам банки должны задерживать такие переводы. Однако при подтверждении клиентом таких переводов они будут выполнены, если получатель не значится в базе Банка России.
3. В июле также возникли проблемы с использованием карт российских банков за границей. Россельхозбанк предупредил клиентов о возможных проблемах с картами Union Pay, но позже сообщил об успешных транзакциях в более чем 70 странах мира.