Монетизация контента, продажа рекламы, интеграции относятся к предпринимательской деятельности, то есть блогерам требуется ОКВЭД, налоги и отчёты.
Уже с 2022 года налоговая занимается проверками законности работы блогеров, что нередко завершается судами. Поэтому крайне важно верно выбрать код, чтобы не столкнуться с проблемами.
Долго остававшаяся в тени деятельность блогеров стала проблемой для государства, а введение кодов сделает их работу более прозрачной и управляемой.
Что такое ОКВЭД и почему это важно для блогеров?
ОКВЭД – это классификатор видов экономической деятельности, то есть спектр сфер, в которых можно вести бизнес в нашей стране.
Государству нужно знать, чем занимается бизнес, именно это и позволяют сделать коды. Выбрав не тот код, можно столкнуться с проблемами с ФНС.
Многие блогеры получают доход и не задумываются о налогах. Чем это грозит?
- Блокировкой счетов за подозрительные зачисления.
- Проверками ФНС и требованием оплатить налоги за несколько лет.
- Штрафами за уклонение от уплаты налога.
Для легализации работы нужно оформлять ИП или ООО, что без ОКВЭД невозможно сделать.
Преимущества ОКВЭД. Что даёт верный выбор кода?
- Официальный статус деятельности и защиту от лишнего интереса налоговой.
- Возможность выбрать УСН или самозанятость и корректно платить налоги.
- Законный статус дохода и спокойствие при проверках ФНС.
- Возможность легально сотрудничать с компаниями. Бренды не работают с физлицами, только с ИП и самозанятыми.
Какие коды ОКВЭД нужно использовать блогерам?
До 2025 года блогеры вынуждены были выбирать коды «рекламное агентство» или «связи с общественностью». Теперь же появятся коды, которые непосредственно связаны с работой в соцсетях.
Разберёмся в новых кодах.
-
ОКВЭД 70.21.1 «Деятельность по распространению информации пользователем социальной сети»
Его могут выбрать блогеры, ведущие личную страницу, канал или сообщество, создающие контент и делящиеся информацией: опытом, мыслями, полезными советами, обзорами, но НЕ прямой рекламой.
Сюда можно отнести блоги про путешествия и кухню, публикации от образовательных и экспертных блогеров (юристы, маркетологи, врачи, психологи и т.д.). А также аналитические и новостные паблики.
Основное отличие этого кода – отсутствие прямой рекламы и интеграций, а также продаж. То есть информационная деятельность без рекламы. -
ОКВЭД 73.11.1 «Деятельность по распространению рекламы пользователем социальной сети»
Блогеры, размещающие рекламные посты, коммерческие обзоры, интеграции и зарабатывающие на этом, выбирают этот код.
Рекламные сторис, вставка рекламы партнёров в видео, платные посты с рекламой, нативные рекламные публикации относятся к этому коду. Ровно как и партнёрские ссылки и реферальные программы, рекламирующие товары и сервисы.
Рекламным агентствам, работающим в соцсетях и продвигающим чужой бизнес, также рекомендуем применять данный ОКВЭД.
Как блогеру зарегистрировать ОКВЭД?
- Сначала установите главный код ОКВЭД для вашей деятельности.
- Затем подберите дополнительные коды, соответствующие другим направлениям вашей работы.
- Заполните форму заявления, необходимую для регистрации ИП или ООО.
- Отправьте подготовленный пакет документов в налоговую инспекцию, используя удобный для вас способ: через портал Госуслуг, сайт ФНС, нотариуса или многофункциональный центр (МФЦ).
- После завершения процедуры регистрации убедитесь, что указанные вами коды правильно отражены в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Чтобы внести изменения в перечень кодов ОКВЭД:
- Четко определите, какие именно коды необходимо добавить к вашему списку или исключить из него.
- Подготовьте соответствующее заявление: для индивидуальных предпринимателей используйте форму Р24001, а для обществ с ограниченной ответственностью – форму Р13014.
- Предоставьте заполненное заявление в Федеральную налоговую службу.
- В течение пяти рабочих дней вам будет предоставлена обновленная выписка из ЕГРИП/ЕГРЮЛ, содержащая внесенные изменения в перечне кодов.
Как изменится экономика России во II квартале 2025 года
Узнать больше
Чем грозит выбор неподходящего кода?
- Проблемами с налогами.
- Отказом в госпрограммах поддержки.
- Штрафами за несоответствие деятельности.
Чтобы исправить ошибки, подайте заявление на изменение ОКВЭД.
Почему не стоит работать без ОКВЭД?
Ведение блогерской деятельности без указания ОКВЭД может повлечь:
- Административную ответственность. Несвоевременное уведомление ФНС об изменении вида деятельности влечёт штраф от 5 до 10 тысяч рублей, как и отсутствие кода.
- Налоговую ответственность. Блогерская деятельность без регистрации ИП или самозанятости может повлечь штраф от 500 до 2 тысяч рублей.
- Уголовную ответственность. Незаконное предпринимательство с доходом в крупном размере (более 2,25 миллиона рублей) влечёт штраф до 300 тысяч рублей и доход за срок до 2 лет. А также обязательные работы до 480 часов.
- Ответственность за нарушение рекламного законодательства. Отсутствие маркировки рекламы в блоге и соцсетях может повлечь штраф до 500 тысяч рублей.
Помните, блогерство – это бизнес, и доход от него считается предпринимательской деятельностью. Важно выбрать верный ОКВЭД, что позволит корректно платить налог и сотрудничать с брендами, не опасаясь проверок налоговой. Нарушения влекут ответственность – от штрафов до уголовной.