Китай и ЕС реагируют на пошлины США
Китай быстро ответил на пошлины Трампа, чему способствовал опыт диверсификации поставок и незначительная зависимость от американского рынка. Союз же, решившись на тарифы, столкнулся с разногласиями своих членов и потребностью оценить влияние новых пошлин. Дискуссии о кредитной политике в США, хоть и напоминают прошлые события, еще не переросли в конкретные шаги, пока регулятор остается независимым.
Китай, установивший 34-процентные тарифы на американские поставки, продемонстрировал способность быстро реагировать на действия Вашингтона. Последствия первой торговой войны с США подготовили Пекин к жесткому ответу.
Китаю удалось снизить долю экспорта в США до 17,2%, перераспределяя свои товары на другие рынки. Угроза влияния пошлин на американских потребителей весьма существенна и может проявиться быстро.
Сфокусированный на сои и реактивных двигателях импорт из США позволит Китаю минимизировать влияние тарифов на промежуточные товары для промышленности. В то же время, Евросоюз, разделившийся в оценках ответа на пошлины, пока выбирает медленный и предельно осторожный подход к ситуации.
Торговая война и финансовые дискуссии: влияние на Германию и США
Второе противостояние во внешнеторговых отношениях может негативно сказаться на экономике Германии, так как она стала еще более зависимой от Соединенных Штатов. В 2024 году США впервые с 2016 года стали главным торговым партнером для Германии. Согласно статистике, значимость американского рынка для Германии достигла максимальной за последние 20 лет. Также влияние второй торговой войны может ощутить Ирландия, поскольку треть ее экспорта направлена в США. В феврале объем поставок в Соединенные Штаты для Ирландии составил $15,2 миллиарда, в то время как экспорт из Германии оценивался в $14,3 миллиарда, из Италии - в $7,5 миллиарда, из Франции - в $5,3 миллиарда. В предыдущий разовый конфликт было проще для ЕС сформировать единую позицию, поскольку ограничения со стороны США касались предпочтительно поставок стали и алюминия, большинство из которых поступало из Германии. В то время германское мнение имело больший вес в переговорах.
Тем не менее, страны надеются на оперативное разработание общего ответа на ситуацию, и контуры этого ответа прояснятся после встречи министров торговли ЕС 7 апреля.
На дискуссии о экономических вопросах внутри Соединенных Штатов, в основном о денежно-кредитной политике, также сказываются последствия споров первого срока президента Трампа. После каждого заседания ФРС президент открыто критиковал регулятор и его председателя, требуя снижения ставок и угрожая увольнением руководителю ФРС (хотя фактически президент не имеет права уволить председателя ФРС). Председатель ФРС не высказывал критики в адрес президента и регулятор последовательно проводил свою денежно-кредитную политику. 5 апреля глава ФРС заявил, что регулятор останется независимым и не будет вмешиваться в вопросы, не относящиеся к его компетенции, включая внешнеторговые. Поведение сторон в текущей дискуссии позволяет предположить, что они ограничатся публичными обсуждениями и не дойдут до серьезных конфликтов.