Снижение темпов выхода новых брендов на рынок
Уменьшение количества выходов новых отечественных и международных брендов на рынок в период с января по сентябрь сократилось на 37,5% по сравнению с предыдущим годом. Прогнозируется, что к концу 2025 года эта тенденция усилится, и количество новых брендов уменьшится вдвое. Почти половину новых предприятий обуславливают марки одежды, но в то же время наблюдается повышенная текучесть кадров - количество закрытий магазинов одежды увеличивается.
Согласно анализу консалтинговой компании CMWP за январь—сентябрь на рынок вышло 27 новых розничных брендов, что на 35,7% меньше, чем годом ранее. Данный отрицательный тренд сохранится на протяжении всего 2025 года. Прогнозируется, что за весь год на рынке появится лишь 42 новые марки, что в два раза меньше, чем в предыдущем году. Прогнозы Nikoliers указывают на появление 51 нового бренда за год. Среди них 21 иностранный и 30 российский. Соответственно, год от года эти цифры сократятся на 25% и 9,1%.
Регресса вывода на рынок новых брендов собственник REC+retail group, Наталия Кермедчиева, объясняет снижением платежеспособности населения и ограниченным доступом к кредитованию.
По данным «Сбериндексу», за неделю с 13 по 19 октября реальные потребительские расходы сократились на 1,3% по сравнению с прошлым годом. Интерес покупателей к магазинам также уменьшается. Согласно прогнозам Focus Technologies, посещаемость ТЦ в России в текущем году при пессимистическом сценарии может уменьшиться на 3%. Отрицательные тенденции отмечаются во всех ключевых категориях арендаторов, включая супермаркеты.
По данным CMWP, 48% новых брендов, вышедших на рынок с января по сентябрь 2025 года, специализируются на продаже одежды. За последний год их доля увеличилась на 12%, с 13 новыми марками против 15 годом ранее. Объем открытий в сегменте спортивной одежды остался стабильным. Однако доля магазинов парфюмерии и косметики сократилась с 12% до 4%, а бытовой техники и электроники с 17% до 7%. Новых марок обуви в текущем году пока не появилось.
Наталия Кермедчиева отмечает, что новые бренды одежды чаще выходят на рынок благодаря развитию онлайн-торговли.
Новые марки в интернет-торговле
Большинство новых брендов в сегменте начинают свой путь через онлайн-торговлю: продажи осуществляются на различных площадках, включая специализированные маркетплейсы, утверждает главный аналитик IBC Real Estate Екатерина Ногай.
С ростом рынка одежды увеличивается и число закрытий магазинов. За период апрель—июнь 2025 года в Москве закрылось 29 магазинов одежды, что на 10 больше, чем годом ранее. Это свидетельствует о том, что доля закрытий увеличилась до 38% от общего числа закрытых торговых точек. Как отмечают аналитики CORE.XP, увеличение объясняется ростом арендных платежей и снижением посещаемости магазинов.
По мнению Юлии Кузнецовой, директора по торговой недвижимости Nikoliers, новым брендам в сфере парфюмерии и косметики сложно пробиться на российском рынке из-за интенсивной конкуренции со стороны крупных сетей. Это требует значительных инвестиций в маркетинг. Евгений Домашенко, руководитель отдела арендаторов CORE.XP, также отмечает, что введение новых брендов красоты затрудняют различные правовые и таможенные аспекты. Эксперты отмечают уменьшение объемов импорта и продаж электроники и бытовой техники в целом.

