Падение нового бизнеса в лизинге: анализ и прогнозы
В первые три квартала 2025 года девять из десяти основных сегментов нового бизнеса в лизинге показали значительное снижение. Единственным растущим сегментом оказался авиасектор, однако эксперты считают, что это произошло из-за низкой базы прошлого года. Наибольшие потери были зафиксированы в сегменте грузовиков — более 0,5 трлн рублей к январю—сентябрю 2024 года. Специалисты утверждают, что восстановление рынка возможно только при снижении ключевой ставки до 12–14% и возобновлении строительства в масштабах.
Объем нового бизнеса лизинговых компаний за первые девять месяцев 2025 года сократился на 47,7% по сравнению с предыдущим годом, составив 1,38 трлн рублей, как показывают данные рейтингового агентства «Эксперт РА». Девять из десяти крупнейших сегментов отметили отрицательную динамику, причем наиболее существенные потери были в сегменте грузовых автомобилей (минус 513 млрд рублей или 67% по сравнению с предыдущим годом). Эксперты агентства объясняют это снижением спроса и платежеспособности клиентов из-за структурного кризиса в логистике, начавшегося в 2024 году. Как сообщается в "Эксперт РА", стремительное снижение объема нового бизнеса в сегменте грузовиков привело к уменьшению его доли на рынке с 49% до 47%.
Некоторые эксперты считают, что негативное движение в сегменте ускорилось из-за того, что большинство лизингодателей перестали предоставлять околонулевые авансы.
Однако другие утверждают, что наибольшее воздействие оказывает высокая ключевая ставка. В 2025 году жесткая денежно-кредитная политика привела к заметному замедлению на рынке лизинга и сохранению высоких затрат на заемные средства. По мнению первого заместителя генерального директора ЛК «Европлан» Ильи Ноготкова, ситуацию в сегменте грузоперевозок ухудшил отраслевой кризис из-за увеличения конкуренции между перевозчиками и снижения тарифов. Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами в "Газпромбанк Автолизинга", отмечает, что продажи новых грузовиков в России продолжают падать, возвращаясь к уровням 2022 года.
Сегмент железнодорожной техники за январь—сентябрь также показал снижение в объеме нового бизнеса на 275 млрд рублей или 56,5%, что аналитики связывают с уменьшением спроса на полувагоны из-за снижения грузоперевозок. Управляющий партнер и сооснователь Rollingstock Agency Александр Поликарпов согласен с мнением об уменьшении рынка, связанном с уменьшением выпуска вагонов в текущем году по сравнению с предыдущим. Он не предвидит улучшения ситуации в четвертом квартале, так как незначительное снижение ключевой ставки не окажет существенного влияния на спрос. Господин Поликарпов подчеркивает, что в начале 2026 года улучшение также маловероятно, но возможно техническое улучшение на фоне уменьшения базы 2025 года.
Динамика рынка строительной техники и авиационного транспорта
Рынок строительной техники сократился на 148 миллиардов рублей, или на 46,7%, до 170 миллиардов рублей из-за общего замедления в строительстве, включая большие инфраструктурные проекты. Сегмент легковой техники уменьшился на 116 миллиардов рублей, или на 24,9%, до 351 миллиарда рублей. Сокращение в сельскохозяйственной технике, автобусах и троллейбусах составило 24 миллиарда рублей, или 26,5%, до 66 миллиардов рублей, и 35,2%, до 44 миллиарда рублей.
Единственный сегмент из топ-10 по объему нового бизнеса, который показал рост, - авиационный транспорт. За девять месяцев показатели выросли на 14 миллиардов рублей, или на 56,9%, до 39 миллиардов рублей. Рост объясняется низкой базой прошлого года, как отмечает директор агентства "Эксперт РА" Зоя Советкина.
При возможном снижении ключевой ставки Центробанка до 12-14%, эксперты прогнозируют увеличение рынка лизинга на 20-25% к 2026 году. Для дальнейшего роста отрасли необходимы большие строительные и инфраструктурные проекты, по словам господина Корнева. В настоящее время перевозчикам достаточно техники, уже находящейся в эксплуатации.

