Параллельный импорт: Спасение автомобильного рынка России в условиях кризиса?

Параллельный импорт: Спасение автомобильного рынка России в условиях кризиса?

Бизнес
09
Рефинанс

Глубокий кризис на автомобильном рынке России

Автомобильный сектор в России ощущает серьезные проблемы — объем продаж новых машин упал на 28% за первое полугодие. Даже с учетом акций и скидок, большинство покупателей не заинтересованы в текущем предложении автосалонов. В такой обстановке растет спрос на параллельный импорт, однако возможности его сильно сокращаются.

Количество официальных дилерских центров, занимающихся продажей зарубежных марок автомобилей, в России к концу 2025 года может уменьшиться на 10%, сообщил на пресс-конференции в начале июля глава ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Алексей Подщеколдин. За первые три месяца закрылось более 200 салонов. Хотя статистика представляется внушительной, потенциальные покупатели большей частью ей не доверяют. Во-первых, после ухода мировых брендов из России в 2022 году китайские производители автомобилей завоевали рынок, и большинство салонов теперь предлагают одни и те же марки. Во-вторых, при росте цен на автомобили и кредитные ставки люди все чаще обращаются к посредникам и частным лицам, которые предлагают привлекательные условия доставки зарубежных авто известных марок, которые теперь сложно найти в России. Несмотря на некоторые юридические сложности, услуги таких импортеров становятся все более популярными.

Трудный период

Год 2025 года стал сложным временем для автомобильного рынка в России. После быстрого роста в 2023 и 2024 годах, вызванного низкими показателями 2022 года, с начала февраля текущего года продажи легковых автомобилей в стране, согласно данным Минпромторга, упали уже шесть месяцев подряд.

По итогам первого полугодия объем продаж автомобилей сократился на 28%. В РОАД прогнозируют снижение рынка к концу 2025 года на 30%, что может привести к убыткам не только в автомобильной индустрии, но и для страны в целом.

Согласно ассоциации, размер автомобильной отрасли составляет почти 20 трлн рублей. Из-за текущих проблем рынок может потерять как минимум 6 трлн рублей выручки и как минимум 1,5 трлн рублей налогов.

Участники рынка отмечают, что резкое повышение ставок по кредитам после установления Центробанком рекордно высоких уровней ключевой ставки в 2024 году стало одной из причин нынешних проблем. Большинство автомобилей традиционно приобретается в кредит. Еще одним препятствием для покупки новых машин является значительная величина экологического сбора, который, согласно оценкам РОАД, составляет 40% от общей стоимости автомобиля у дилера.

Ограниченный выбор автомобилей и рост подменных поставщиков

Однако, даже те, кто готов потратить несколько миллионов рублей на новое авто, сталкиваются с ограниченным выбором. Начиная с 2022 года, российский авторынок переживает уход мировых автогигантов. Официальные дилеры были вынуждены перестроиться на продажу китайских марок, приводя к увеличению числа дилеров Chery в Москве до более чем 30 и общего числа салонов продажи китайских автомобилей в России до более чем 2700, согласно данным РОАД.

Вместе с тем, многие россияне с опаской относятся к продукции китайского автопрома из-за избытка марок, отсутствия инфраструктуры и опыта использования. Именно по этой причине в интернете можно найти предложения по доставке японских, корейских и европейских автомобилей из-за рубежа за аналогичные цены китайских машин.

«Наблюдается тенденция перехода клиентов к частным поставщикам. Это связано с более высокими затратами на официальный бизнес по продаже автомобилей по сравнению с частными поставками из-за роста серых поставщиков, доля которых составляет около 80%», — подчеркнул генеральный директор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский.

Возвращение в 90-е: пересмотр автомобильного рынка

Современная российская автомобильная индустрия все больше напоминает период 1990-х годов, когда на улицах появилось множество иностранных машин различных марок, лет выпуска и комплектаций. Это вызвано активной деятельностью частных реселлеров, отмечают участники данного сектора.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит бизнесу с господдержкой. Ставка от 6%.
Получить консультацию

Рынок автомобилей: возвращение в 90-е?

«Мы вернулись в 90-е. Рынка, который был построен западными компаниями за последние два десятилетия, уже нет.

Государство должно определить свою позицию в этом вопросе на долгосрочную перспективу. Если позиция останется как сейчас, то последствия будут для всех неблагоприятными»,— полагает господин Ольховский. Своим мнением делится автоэксперт и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, указывая, что ввоз автомобилей через негосударственные каналы не так плох, как это кажется. «Импорт автомобилей через параллельные каналы — это хорошая возможность. В нашей стране средний возраст автомобилей составляет 16 лет. Мы имеем большое количество машин, которыми опасно управлять. Эту старую технику с дороги нужно убрать, но она все еще циркулирует. Поэтому, если кто-то добавляет в этот фонд автомобиль от нуля до пяти лет, это является позитивным шагом»,— считает эксперт.

Прогнозы далеко не оптимистичные

По мнению господина Кадакова, если регулятор не примет дополнительных мер, доля ввезенных автомобилей будет увеличиваться. На сегодняшний день можно найти хорошую машину — новую или б/у от трех до пяти лет с небольшим пробегом — за сравнительно невысокую цену, что делает их более привлекательными, чем новые автомобили на рынке. Считается, что эта ситуация будет продолжаться, пока существует возможность импорта таких автомобилей с льготной уплатой утилизационного сбора для личного пользования.

Тем не менее, власти уже предпринимают шаги для изменения ситуации. В июле глава Минпромторга Антон Алиханов объявил о снятии льготной ставки утилизационного сбора с автомобилей мощнее 160 л.с.

На данный момент для частных лиц, импортирующих иностранные автомобили объемом двигателя до 3 литров для личного пользования, действуют льготные коэффициенты. Однако, по словам г-на Кадакова, многие из вновь ввезенных автомобилей не попадают под ограничения льготной ставки, поэтому возможно изменение этого правила в будущем.

Прогноз на рынок параллельного импорта

Эксперты предсказывают, что доля параллельного импорта будет уменьшаться и составит около 5% от общего объема продаж в течение трех-пяти лет. Согласно господину Ольховскому, в будущем ассортимент моделей и брендов этого сегмента будет меняться в зависимости от выхода новых моделей западных компаний, однако популярные модели, такие как BMW X5 и X6, Mercedes-Benz G63 и S-class, Porsche Cayenne, останутся востребованными.

Несмотря на то, что повышение утилизационного сбора не полностью остановит альтернативный импорт автомобилей, как утверждает господин Кадаков, спрос на иностранные автомобили сохранится. Люди всегда найдут способы приобрести новые или почти новые автомобили, в том числе и из других стран, таких как Китай, где можно купить, например, китайскую Toyota или Volkswagen.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
1 000 000 ₽
500 000 000 ₽
Срок кредитования*
1 год
25 лет
Ваш ежемесячный платёж составит:
86 066

Риски при покупке иномарки за границей

Хотя сегодня можно приобрести автомобиль из-за рубежа, необходимо помнить об опасностях, с которыми это связано.

Эксперты в сфере автодела напоминают, что доля мошенничества в данном сегменте является огромной.

Основная угроза при приобретении иностранных автомобилей у частных лиц или компаний, не являющихся официальными дилерами, заключается в высокой вероятности понести значительные убытки. При ужесточении позиции государства, большое количество машин может оказаться нарушающими закон. Эти автотранспортные средства могут быть ввезены в Россию через физических лиц под сомнительными условиями таможенного оформления и сомнительными документами. К сожалению, анализ структуры продаж свидетельствует о том, что 85% машин были импортированы на физических лиц в РФ, в то время как 15% достались юридическим лицам. Таким образом, первые могут иметь значительное преимущество в ценообразовании. В то же время, если клиент приобрел автомобиль у компании, у него хотя бы есть возможность обратиться в офис компании в случае возникновения проблем. В ином случае, куда еще можно обратиться? В Telegram-канал? На стоянку в жилом комплексе? — поясняет эксперт.

Еще одной серьезной проблемой может стать вопрос обслуживания авто. Уход из России мировых автопроизводителей в 2022 году сопровождается прекращением гарантийного обслуживания и официальных дилерских центров, а также исчезновением оригинальных запчастей и высококвалифицированных механиков. Если раньше владелец, к примеру, Nissan мог обратиться в автосалон, где изготовитель обеспечивал использование оригинальных деталей и услуги опытных специалистов, сейчас ему приходится либо переплачивать за оригинальные запчасти и ждать их долгую доставку, либо исследовать множество китайских аналогов, качество которых далеко не всегда соответствует стандартам. После этого, владелец вынужден доверить свою машину сотрудникам сервиса, чьи знания об определенной модели могут быть крайне поверхностными.

Вызовы автомобильной отрасли: специалисты предупреждают о возможных последствиях

«Убывание квалифицированных кадров на рынке — неизбежный процесс. В настоящее время это не отразилось на безопасности автомобилей, однако в будущем такая ситуация может привести к серьезным проблемам, если этому вопросу не уделить должного внимания», — предупреждает специалист.

Эксперт отмечает: «Покупатели могут столкнуться с недостатком запчастей, но даже для китайских марок, официально представленных на российском рынке, проблема с поставкой деталей существует».

По данным РОАД, у половины китайских брендов продажи в России в 2024 году ограничиваются десятками, в лучшем случае - сотнями единиц. В такой ситуации производителям невыгодно развивать инфраструктуру по продаже запчастей и обслуживанию автомобилей.

В условиях сокращения продаж новых автомобилей средний возраст автопарка в стране продолжает увеличиваться.

Хотя стремление государства бороться с серым импортом автомобилей понятно, вопрос о том, улучшится ли в результате этого безопасность на дорогах, остается открытым.

Читайте также
Набиуллина: Снижение ставки, интерес к вкладам и состояние проблемных кредитов
Финансы
Набиуллина: Снижение ставки, интерес к вкладам и состояние проблемных кредитов
Центробанк снизил ключевую ставку до 18% годовых. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила это решение, подчеркнув долгосрочную привлекательность вкладов для россиян и осветив текущую ситуацию с проблемными кредитами.
25 июля
04
Рост цен заставляет россиян искать новые способы экономии на отдыхе
Кредиты
Рост цен заставляет россиян искать новые способы экономии на отдыхе
В условиях роста цен на туризм и удорожания жизни, отдых становится менее доступным для россиян. Несмотря на это, граждане редко берут кредиты на путешествия, предпочитая экономить и воспользоваться новыми предложениями от туроператоров.
25 июля
08
Какие законы вступают в силу в России в августе 2025 года
Финансы
Какие законы вступают в силу в России в августе 2025 года
Август 2025 года принесёт россиянам ряд важных изменений в законодательстве. От новых правил на дорогах до финансовых новшеств — разберём ключевые нововведения, которые коснутся многих граждан.
23 июля
0124