Затоваривание рынка китайскими автомобилями в России: причины и последствия
Всплеск импорта грузовиков из Китая на российский рынок привел к переполнению складов, аналогично с автомобилями. Компании из Китая и их дистрибьюторы ошиблись в оценке спроса: после нескольких годов сплошных продаж, рынок начал снижаться, а высокая процентная ставка Центробанка только усугубила ситуацию. Аналитики прогнозируют уменьшение продаж не менее чем на 15%, но возможно, что спрос восстановится в четвертом квартале, особенно при смягчении монетарной политики.
Перегруженность рынка грузовиков в России достигла критических значений: количество запасов достигает 60 тысяч единиц, сообщают дилеры, аналитики и участники рынка. Для реализации всех запасов потребуется около девяти месяцев, а может быть, даже целый год, утверждают эксперты. "Если ориентироваться на прогноз продаж в этом году в 60–65 тысяч автомобилей, можно вообще не производить ничего — все нужные машины уже имеются", — оценил ситуацию Сергей Когогин, генеральный директор КамАЗа.
По мнению главы "Автостата" Сергея Целикова, причиной переполнения стала, среди прочего, ошибка в поставках со стороны китайских производителей, которые активно поставляли свою продукцию после ухода западных брендов из России, когда потребность в тягачах возросла из-за изменений в логистике. В 2023–2024 годах, по данным агентства, продажи грузовиков крупной грузоподъемности при высоком спросе достигли 125,66 и 102 тысяч единиц соответственно. "Китайцы не предвидели последствий и перепродали настолько много, что после завершения взлета рынка, грузовиков оказалось слишком много", — обобщает эксперт.
Инсайдеры рынка добавляют, что в грузовом сегменте по китайским маркам возник хаос с распределением: количество дистрибьюторов для одного бренда может достигать десятка (в то время как для легковых обычно достаточно одного), что мешает централизованному планированию поставок. Артур Солдаткин, исполнительный директор компании "Сторк" (официальный представитель Dayun в России), добавляет, что на переполнение также повлияло ускорение импорта грузовиков перед повышением налога на имущество — в октябре 2024 и январе 2025 года.
Снижение спроса испортили замедление в строительном секторе и повышение ключевой ставки Центробанка: по оценке г-на Целикова, примерно 75% рынка грузовиков — это лизинговые операции.
При высокой процентной ставке содержание лизингового автомобиля становится экономически невыгодным, объясняет директор по работе с ключевыми клиентами "СИВ Трансхолод" Дмитрий Шелгунов. "Сейчас каждый, стоя перед выбором 'купить новую машину или ездить на старой', выбирает второй вариант. Даже богатые люди предпочитают оставить деньги на депозите в банке — когда еще можно получать доход, ничего не делая?" — отмечает влияние высокой ставки г-н Когогин. Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем", добавляет: из-за жесткой монетарной политики бизнес прекращает строительные проекты и сокращает объемы грузоперевозок. "Дело не только в том, что грузовики слишком дороги. Если машина нужна для работы, ее все равно купят", — уверен эксперт.
Запасы грузовиков и перспективы продаж
По информации специалистов КамАЗа, к началу 2025 года доступно примерно 40 тыс. китайских автомобилей. Финансовые резервы автопроизводителя, согласно финансовому отчету по МСФО, увеличились до 87,08 млрд рублей, что на 2,3 раза больше, чем годом ранее. Кроме того, около 20 тыс. единиц автомобилей были возвращены клиентами лизинговым компаниям, в основном из Китая, как сообщили у КамАЗа.
Руководитель отдела развития бизнеса в «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов оценил общие запасы лизинговых компаний на грузовую технику в 15 тыс. штук, а общее количество единиц в наличии — 30 тыс. штук. Г-н Солдаткин считает, что запасы дилеров и импортеров китайских грузовиков составляют около 45 тыс. штук. Артем Савушкин, руководитель управления продаж автомобилей FAW в ООО МЗ «Тонар», утверждает, что запасы дистрибуторов и дилеров составляют около 25 тыс. тягачей и 20 тыс. шасси и самосвалов. Он отметил, что после введения в октябре 2024 года налога на утилизацию новые поставки техники не планируются до 12 тонн в ближайший год.
Участники рынка грузовых автомобилей текущего года оценивают его перспективы достаточно пессимистично. Согласно мнению Сергея Целикова, продажи в этом сегменте могут упасть на 30–35% по сравнению с прошлым годом. Максим Кадаков прогнозирует сокращение на 15–20%. Тем не менее, эксперты не исключают возможности восстановления спроса в четвертом квартале при изменении денежно-кредитной политики. Большие скидки на грузовики, аналогично легковым автомобилям из-за их избытка (см. от 26 марта), маловероятны. Вместо этого, Кадаков предполагает более выгодные условия лизинга. Согласно данным "Автостата", за первые два месяца нынешнего года в России было реализовано 8,8 тыс. крупнотоннажных грузовиков, что на 41% меньше, чем в прошлом году.