Обращайте внимание на размытые формулировки в платёжках
Невнятные фразы в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги – первая причина насторожиться.
Обратите внимание на следующие моменты:
- Потребление газа, воды и света рассчитываются по показаниям счётчиков. Поэтому к формулировкам «прочее» или «обслуживание оборудования» без пояснений нужно относиться настороженно.
- Оплата домофона или охраны может происходить по требованию, с согласия собственников и при наличии необходимых документов. Управляющая компания (УК) при этом должна отчитываться о произведённых работах и рассчитывать оплату в зависимости от фактических трат.
- Незаявленные ранее услуги или их дублирование – это нарушение.
Как не переплатить и понять, что плата за ЖКУ завышена?
Изучение граф квитанции помогает выявить беспричинное увеличение платы за ЖКУ.
Отметим, что по коммунальным услугам начисляются тарифы, одобренные общим собранием собственников. И без решения собрания УК не может начислить дополнительные платежи. Решения при этом публикуются на сайте управляющей компании.
Появление лишних строчек в платёжках – это повод пожаловаться в жилищный надзор.
При оплате ЖКУ помните:
-
Плата за воду состоит из потребления в квартире (по счётчику или нормативу) и за содержание общего имущества – СОИ, разницы между общим потреблением квартир и тем, какие показания у общедомового прибора учёта. У СОИ есть ограничение в виде норматива и свыше него начисления быть не могут. Норматив определяется общим собранием.
Если вдруг СОИ указано очень высоким, проверьте, было ли решение о превышении норматива, обратитесь в УК за расшифровкой начислений.
На СОИ могут влиять несданные показания счётчиков, например, при проживании большего количества людей в квартире в то время как расчёт идёт на одного прописанного. Возможно, имеет смысл узнать, был ли обход квартир и проверка индивидуальных счётчиков.
-
Все данные по отоплению должны быть включены в квитанцию. Ежемесячно мы платим ту сумму, которая получается при делении всей потреблённой энергии на площадь квартир. Общедомовой показатель должен быть указан в платежке – на обратное можно жаловаться в жилищный надзор.
-
УК нередко завышают платежи за вывоз мусора. По письменному запросу в компанию можно получить подробный отчёт о размерах и перечне тарифов.
Правильность тарифов можно проверить на сайте регионального комитета по тарифам или сверив платёжки из других домов.
Платёж за ТКО не связан со счётчиками и рассчитывается как ставка тарифа, которую умножили на объём вывезенного мусора и площадь жилья.
Как проверить правильность начислений и как поступить, если суммы завышены?
Проверить, верно ли вам рассчитали платежи за ЖКУ, поможет калькулятор на сайте Федеральной антимонопольной службы – ФАС.
Он позволяет понять, верно ли УК выставил тариф или норматив касаемо газа, воды, тепла и электричества. Для корректной проверки укажите все коммунальные услуги из платёжного документа.
За пояснениями можно обратиться в ТСЖ или управляющую компанию, и вам должны будут предоставить протокол заседания собрания.
Учтите, что тарифы не могут быть завышены, но и они могут быть дополнены, например, оплатой уборки территории.
В платёжках обозначено, какую часть стоимости берёт на себя УК или ТСЖ за обслуживание дома, что позволяет сопоставить суммы и высчитать разницу.
При расхождении тарифов вы имеете право обратиться в суд или жилищную инспекцию.
Также россиянам могут помочь в комитете по тарифам, специальном отделе или департаменте, который утверждает тарифы ежегодно. Информацию по своему региону можно найти в Интернете или узнать в МФЦ.
Как распознать мошенников при оплате коммунальных услуг?
Случаев, когда россияне получают поддельные квитанции, достаточно много. Причём фальшивки могут прийти не только в почтовый ящик, но и на электронную почту. Подделки становятся всё более похожими на настоящие, выявить их порой трудно.
Оплатив такую квитанцию, вы рискуете потерять деньги. Фальшивый счёт может содержать данные о якобы имеющейся задолженности и рекомендацию оплатить её с помощью QR-кода. Это, как и переход по фишинговым ссылкам, открывает доступ к личным данным и приложению вашего банка.
Настоящая квитанция содержит ФИО и адрес плательщика, его код, тарифы и объём потреблённых ресурсов, а также данные о льготах, площади квартиры и количестве зарегистрированных в ней людей. А квитанции, содержащие данные о долге, обычно отличаются по цвету и могут быть, например, оранжевыми или розовыми.
Как выявить подделку?
- Проверьте показания счётчиков: подлинная платёжка содержит информацию, которая известна УК. Мошенники же пишут цифры, взятые «с потолка» и отличающиеся от реальности.
- Сравните код плательщика с теми, что указаны в предыдущих квитанциях.
- Оцените сумму. Нередко аферисты указывают незначительные платежи, чтобы быстро и без сомнений со стороны жертвы получить деньги.
- Проверьте данные компании при переводе. У УК и расчётных центров имеются конкретные названия.
Также советуем обратить внимание на следующие отличительные особенности поддельных платёжек:
- Различия в бумаге, шрифтах, цветах. Если новая квитанция отличается, стоит насторожиться.
- Ошибки, некачественная печать, нестандартный формат также могут свидетельствовать об обмане.
Как не стать жертвой мошенников при оплате коммунальных услуг?
- Оплачивайте ЖКУ через официальные каналы: личные кабинеты на сайте УК, мобильное приложение, проверенная платёжная система.
- Не делитесь данными с посторонними людьми: это касается паспорта, банковских карт, номера лицевого счёта.
- Постоянно проверяйте счета, следите за изменениями в квитанциях, выясняйте моменты, вызывающие вопросы, у УК.
- Пользуйтесь антивирусом для защиты от вредоносных программ, с помощью которых мошенник может перенаправить платёж.
- Будьте бдительны при поступлении звонков: аферисты представляются сотрудниками ЖКХ и просят оплатить счета по новым реквизитам. Не спешите это делать и проверьте информацию.