Производители продуктов борются с повышением НДС
Некоторые производители продуктов стремятся переложить на ритейлеров планируемое начиная с 2026 года повышение НДС с 20% до 22%. Они оповестили сети о возможном увеличении закупочных цен на свою продукцию. Отказ от предложенных условий может привести к аннулированию имеющихся контрактов. Ритейлеры в свою очередь решили увеличить долю товаров собственных торговых марок на полках, что позволяет им постепенно снижать зависимость от внешних производителей.
Компании «Орими Трэйд» и «Лотте КФ Рус» направили розничным сетям письма о намеченном повышении отпускных цен с 1 января 2026 года. Повышение обосновано предстоящим увеличением НДС с 20% до 22%. Точное повышение цен не указано, но сети уведомлены о необходимости подготовиться к этому. Новая ставка НДС не затронет товары первой необходимости, облагаемые налогом 10%, такие как мясо, молоко и другие.
Некоторые другие компании, такие как «Хлебпром», «Кофейный дом "Хорсъ"» и «Торговый дом "Кухня без границ"», также отправили аналогичные уведомления розничным сетям. Заказы, сделанные в 2025 году по ставке 20%, могут быть отменены, если ритейлеры не согласятся с условиями.
В то же время глава Федеральной налоговой службы отметил, что повышение ставки НДС до 22% не является основанием для одностороннего изменения цен по контрактам, которые еще не завершились.
Ритейлеры и поставщики: взаимоотношения на рынке
Производители товаров категорий "фреш" и "ультрафреш" могут повысить цены на закупку на 2–3%, утверждает Алексей Ванчугов, управляющий партнер в компании "Ванчугов и партнеры". Стоимость производства у данных компаний растет быстрее, чем у других поставщиков, что обусловлено увеличением издержек. Однако ритейлеры, заключившие долгосрочные контракты, отказываются соглашаться на повышение цен в случае резкого роста выше 5%, сказал эксперт.
В период ухудшения рыночной ситуации ритейлеры не могут передавать рост закупочных цен на цену товара, поэтому население становится более экономичным и уменьшает расходы, включая на продукты питания, сообщает Михаил Бурмистров, генеральный директор "Infoline-Аналитика". Он считает, что за исключением табачных изделий, особых проблем с падением спроса не возникнет.
Развитие собственных торговых марок становится выгоднее для сетевых компаний, что помогает им сдерживать увеличение издержек и уменьшать зависимость от внешних производителей, заявляет Алексей Ванчугов. По данным Infoline, доля собственных торговых марок в крупных сетях сейчас составляет 20–30% от всего объема продаж. Для некоторых ритейлеров это важнейшая категория товаров: например, в 2024 году продукция собственных марок составила около 95% выручки "Вкусвилла".

