Поддержка металлургов: новые меры и предложения
Известно, что план помощи металлургам, столкнувшимся с падением спроса и цен, может включать увеличение экспортной пошлины на лом и уменьшение акцизов на жидкую сталь. Участники отрасли требуют заморозки тарифов, а специалисты индустрии подчеркивают важность защиты от китайской конкуренции, стимулирования внутреннего потребления и модернизации производственных мощностей.
В рамках поддержки металлургов предложено увеличить экспортные пошлины на сырье и смягчить нагрузку от акцизов на жидкую сталь. Эти меры обсуждались на заседании подкомиссии по финансовой устойчивости 29 августа и подтверждены представителями трех ведущих металлургических компаний.
В частности, рассматривается повышение экспортной пошлины на лом черных металлов до 5% или €25 за тонну, вместо текущих 5% или €15 за тонну. Также планируется отмена акциза на жидкую сталь для некоторых производств до 2026 года и освобождение новых предприятий от уплаты акцизов при инвестициях от 50 млрд рублей на активную инвестиционную фазу и последующие три года. Возможно также изменение размеров акциза, хотя ведомство не прокомментировало этот вопрос.
На данный момент акциз составляет 2,7% от средней месячной экспортной цены на стальные слябы FOB в портах Черного моря, но если цена падает ниже 30 тыс. рублей за тонну, акциз не взимается.
Российская металлургия столкнулась с вызовами из-за спада спроса и цен. По данным "Северстали", спрос на металл упал на 14–15% к концу полугодия, в машиностроении и энергетике — на 25%. Производство стали и проката снизилось на 5,1% и 5,3% за семь месяцев. Сектор настаивает на отмене акцизов для восстановления налогового баланса, а не только для экономии.
Потенциальные изменения в металлургической отрасли
«В нынешней ситуации уплата налогов превышает финансовые возможности отрасли, что негативно сказывается на её конкурентоспособности»,— подчеркивает он. Другой собеседник заявляет, что текущая отсечка в 30 тыс. рублей слишком низкая. По его мнению, при стоимости сырья на уровне 32 тыс. рублей, что соответствует уровню 20 лет назад, металлургические предприятия терпят убытки и в то же время вынуждены уплачивать акцизы.
Согласно информации из индустрии, перечень мер будет скорректирован. Как минимум, будет внесён пункт об индексации акциза в зависимости от рыночных условий, сообщает собеседник из одной из металлургических компаний.
Сами металлургические предприятия также просят помощи в вопросах логистики. Промышленная ассоциация «Русская сталь» в июльском обращении в Минпромторг просила заморозить железнодорожные тарифы на металлопродукцию второго и третьего класса как минимум на 2026 год. Это позволит отрасли сэкономить около 21 млрд рублей, отмечают составители письма. В обращении подчёркивается, что черные металлы приносят ОАО РЖД значительный доход в размере 200 млрд рублей ежегодно. Кроме того, предприятия черной металлургии, в отличие от других предприятий, экспортирующих продукцию третьего класса, уплачивают дополнительный сбор в размере 8% за экспортные перевозки с 2019 года. Ассоциация полагает, что мораторий на повышение тарифов на 2026 год позволит привлечь дополнительные объёмы с альтернативных видов транспорта, что поможет ОАО РЖД не только возместить убытки, но и увеличить прибыль.
Нулевая индексация тарифов на перевозку металлов стала бы логичным дополнением к важной мере по борьбе с кросс-субсидированием на железной дороге — сближению тарифов на перевозку металлопродукции и сырья для неё, высказывает один из специалистов из крупной металлургической компании. По данным источников, повышение железнодорожных тарифов с учетом инфляции лишь способствовало переходу металлургов на другие виды транспорта. В настоящее время, утверждает источник, по железной дороге перевозятся не более 51% металлопродукции. Согласно ОАО РЖД, с января по август перевозка черных металлов по сети сократилась на 17,3%, до 34,7 млн тонн.
Для металлургов предоставление 21 млрд рублей позволит стабилизировать финансовое положение, сохранить производство и рабочие места, повысить привлекательность готовой продукции. «Вместо нулевой индексации, было бы логично предоставить значительные скидки на железнодорожные перевозки металлов»,— замечает один из источников.
В ОАО РЖД сообщают, что о запросе ассоциации «Русская сталь» не знают. Там добавили, что в настоящее время в разработке находится план сближения тарифов на перевозку металлургических грузов разных классов — готовой продукции высокой ценности (третий класс) и сырья (первый класс), перевозка которого не окупает затраты. По мнению ОАО РЖД, это сбалансированное решение, которое позволит повысить цены на железнодорожную перевозку металлургической продукции и снизить уязвимость показателей компании к изменениям структуры перевозки металлургических грузов. Планируется начать внедрение этих мер с 2026 года.
Эффективные меры поддержки экономики
В настоящей ситуации ограниченности бюджета государственных обязательств по поддержке бизнеса требуются действия, учитывающие баланс интересов, заявляет партнер фирмы "S+Консалтинг" Павел Карпус. Также отмечается, что применение антидемпинговых пошлин на сталь из Китая и Казахстана может поддержать местных производителей, что имеет протекционистский характер. Металлургам требуется поддержка потребителей, поскольку у них существует дефицит спроса. Однако для этого ключевая ставка должна быть радикально снижена до 10-12%, а также увеличен приток как государственных, так и частных инвестиций в экономику, добавляет руководитель аналитического отдела "Металлоснабжение и сбыт" Виктор Тарнавский. Директор агентства НКР Дмитрий Орехов выделяет инвестиционные стимулы, технологические гранты, поощряющие модернизацию, прямое финансирование транспортных расходов и гарантирование стабильных энергетических тарифов как эффективные инструменты.