Цены на нефтепродукты на бирже
Динамика цен на дизельное топливо
Котировки сортов дизельного топлива в этой недели показали неоднозначное движение: летние виды упали на 5%, в то время как зимний дизель колеблется и остается близким к историческому максимуму 6 октября (78 654 рубля за тонну). Сейчас цена составляет 77 654 рубля за тонну.
Изменения в ценах можно объяснить снижением спроса на топливо в осенний период, а также переходом от летних к зимним сортам дизеля. Кроме того, сокращение субсидий для нефтяных компаний при поставках на внутренний рынок привело к увеличению издержек нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), что побуждает их повышать оптовые цены.
Розничные цены продолжают свой рост. За две недели цены на бензин выросли на 1,8%, а на дизельное топливо - на 0,7%. В Москве цены на АЗС также продолжают идти вверх, причем дизель дорожает быстрее, чем бензин марок АИ-92 и АИ-95.
Проблемой для отечественного топливного рынка остаются простои НПЗ из-за вторжений беспилотников и высокой налоговой нагрузки на отрасль. Запрет на экспорт бензина и частичный запрет на дизель не смогли охладить рынок, сохраняя цены на прежнем уровне.
Введение запрета на субсидии для нефтяных компаний с августа по май следующего года не повлияло на цены. Наоборот, НПЗ, защищенные от убытков, могут увеличивать цены. Однако по мере возможности компенсировать убытки они перестанут держать цены на высоком уровне.
По данным СМИ, рассматриваются дополнительные меры воздействия на рынок. Возможные действия включают обязательство отправлять на переработку не менее 40% добытой нефти, проведение отдельных сессий на бирже для конечных потребителей и учет мелкооптовых продаж на торгах.
Предложения по изменениям на рынке встречают разное отношение. Некоторые видят в них возможность избавиться от спекуляций, другие считают, что повышение порога нефтепереработки может быть неэффективным в текущей ситуации.
Переработка нефти и биржевые торги
По мнению гендиректора OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, точно сказать о проценте переработки добытой нефти сложно. Хотя данных об объеме переработки нет, некоторые индикаторы указывают на ее уменьшение. Согласно S&P Global Platts, объем морского экспорта нефтепродуктов из РФ в сентябре минимален за последние три с половиной года.
Относительно биржевых торгов, эксперт считает, что детализация условий поставок не принесет большого эффекта. Нормативы продаж на бирже составляют всего 16% от месячного объема дизеля и 15% от бензина, что не охватывает всего рынка. Более эффективным было бы увеличить нормативы поставок на бирже, так как это проще в административном плане.
Дмитрий Гусев, зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", также отмечает неясность методологии определения "конечного потребителя". Он утверждает, что данная особенность создает препятствия для нормальной работы рынка.
В связи с налоговым маневром, нефтяные компании обязаны продавать часть нефтепродуктов на бирже после его завершения. Вместо стимулирования переработки нефти фискальными методами, сейчас предлагается обязать компании перерабатывать определенную долю нефти от добычи. Это регулирование отрасли напоминает государственное вмешательство, даже при заявлениях о присутствии рынка.
Фролов считает, что в текущей ситуации налоговый маневр является ошибкой, которая поддерживается множеством "подпорок", таких как льготы и вычеты по НДПИ.
Несмотря на уменьшение ценовой волатильности на бирже, говорить о стабильном периоде в условиях конфликта рано. Важными являются увеличение объемов переработки нефти и повышение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Спрос на бензин снижается, но предложение все еще отстает. В ближайшие недели ожидается сложная ситуация с высокими котировками.
ДТ на рынке: перспективы и риски
Эксперт Терешкин утверждает, что вероятность существенного увеличения цен на ДТ невелика. Снабжение дизельного топлива по-прежнему превышает спрос. Чтобы смягчить ситуацию с бензином, необходимо увеличить его производство на нефтеперерабатывающих заводах - другие меры не принесут результатов.