Дальнейшая Цифровизация Бюджетного Процесса
Приемлемый документ для обсуждения в Белом доме — законопроект о расширении электронной составляющей бюджетного процесса. Необходимо устранить небольшие недочеты, прежде чем он будет передан в Госдуму. Основные положения проекта касаются информационного обеспечения федерального бюджета, включая обязательное применение системы «Электронный бюджет» всеми участниками. Также предусмотрено согласование различных бюджетных информационных систем, ужесточение контроля за государственными финансами и распределение субсидий на содействие в обновлении национальных проектов.
В ходе заседания правительства в четверг, 10 апреля, был вынесен на рассмотрение законопроект о поправках в Бюджетный кодекс. Как пояснил источник в Белом доме, документ был утвержден, однако имеет несколько замечаний. После их устранения будет подготовлен проект для представления в Госдуму.
Одной из ключевых изменений является дополнение БК отдельной главой, посвященной информационному обеспечению бюджетного процесса. Планируется закрепить применение ГИС «Электронный бюджет» всеми федеральными структурами и установить стандарты для информационных систем в сфере бюджетных отношений. Объединение необходимо ввиду отсутствия специализированных норм, регулирующих информационное обеспечение процесса, и наличия множества таких систем.
Премьер-министр Михаил Мишустин выделил необходимость установления единой стандартизации данных для информационных систем. По его мнению, использование федеральных средств должно основываться на общих классификаторах и реестрах, чтобы учреждения могли эффективнее работать над общими задачами. В дополнение, внедрение госинформсистем в регионах также требует совместимости с системой «Электронный бюджет». Подобный подход продолжает тенденцию государственного контроля через цифровые технологии.
Одновременно предложенные поправки предусматривают расширение казначейского мониторинга — системы контроля операций на предмет финансовых нарушений. В настоящее время такой мониторинг применяется только к участникам казначейского сопровождения. Предлагается расширить его на всех получателей казначейских платежей — как прямых (государственные органы, федеральные учреждения, все бенефициары из бюджета), так и косвенных (например, получателей денежных средств из региональных бюджетов и региональных учреждений).
Постепенное внедрение новых правил установлено поэтапно: с 1 сентября 2026 года для федерального бюджета, с 1 июля 2027 года для региональных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, и с 1 июля 2028 года для бенефициаров, открывающих счета в финансовых учреждениях регионов.
Распределение ресурсов на нацпроекты
В тексте отражены обсуждения проблем, возникших при подготовке обновленных нацпроектов, запущенных на период до 2030 года. Регионы жаловались на недостаток информации о выделении федеральных ресурсов на эти проекты.
Согласно законопроекту, Михаил Мишустин пояснил, что распределение субсидий на софинансирование начнется уже в июне, чтобы завершить проверку результатов к августу. В 2025 году регионам будет предоставлено 70 субсидий на реализацию нацпроектов, по данным Минфина.
Другая норма позволяет правительству оперативно перераспределять ассигнования на нацпроекты без изменений в бюджетном законе через парламент.