Обсуждение корректировки условий выплат для нефтеперерабатывающих компаний
Реформа цен на нефтепродукты в России
Заместитель министра финансов заявил о необходимости изменений в механизме выплат нефтяникам при превышении цен на бензин и дизель. Сейчас установлено, что цены на СПбМТСБ не должны превышать определенных значений, иначе выплаты обнуляются.
Предложение о повышении предельного отклонения от индикативной цены обсуждалось конце 2024 года. Цель - учесть индексацию акцизов на топливо выше уровня инфляции. Риск обнуления демпфера увеличивается.
Сейчас цены на бирже ниже предельных. Поднятие верхнего порога демпфера позволит сгладить возможные колебания цен на топливо в период повышенного спроса и форс-мажорных обстоятельств.
Эксперты предупреждают о возможном дефиците топлива и росте цен в рознице на АЗС, при изменении правил расчета субсидий по демпферу. Некоторые компании выиграют, но независимые АЗС понесут убытки.
ФАС обязана контролировать ситуацию на рынке и не допустить неоправданного роста цен. Изменения демпфера не повлияют на розничные цены, утверждают эксперты.
Проблема демпфера заключается в том, что он функционирует дольше, чем было задумано. Вопросы его эффективности и пересмотра остаются актуальными.
Механизм нефтяного рынка
Процесс эффективен при узком диапазоне цен на нефть и стабильном курсе рубля, полагает Фролов. Однако при резких колебаниях возникают проблемы - либо НПЗ не могут работать прибыльно из-за недостаточных выплат, либо компании получают сверхприбыли, по мнению Минфина. В настоящее время предлагаются изменения в механизм, отмечает специалист.
По мнению Фролова, необходимо разработать долгосрочные меры для защиты внутреннего рынка от колебаний на внешних рынках, чтобы избежать частых изменений в расчетном механизме.