Правительство с 2026 года усилит контроль над субсидиями для госкомпаний через Электронный бюджет

Правительство с 2026 года усилит контроль над субсидиями для госкомпаний через Электронный бюджет

Налоги, вычеты, законы
0119
Рефинанс

Реформы в области бюджетного контроля

В 2026 году Белый дом планирует ужесточить надзор за распределением финансовых ресурсов государственными корпорациями, государственными предприятиями и публично-правовыми компаниями. Они будут вынуждены проводить конкурентный отбор подрядчиков через систему «Электронный бюджет» по общим правилам. Такой подход повысит прозрачность процесса и упростит доступ бизнеса к бюджетным средствам. Изменения направлены на устранение конфликта интересов Минфина при управлении государственными компаниями, действующими как рыночные агенты, и как инструменты осуществления государственной политики. Включая государственные компании в вертикаль управления для стимулирования экономики, власти укрепляют контроль за целевыми средствами, общий объем которых оценивается в 76 миллиардов рублей ежегодно.

Новые правила распределения субсидий среди подрядчиков государственных корпораций, государственных предприятий и публично-правовых компаний (ППК) были утверждены Правительством в постановлении №364 от 25 марта. В настоящее время государственные корпорации, государственные предприятия и ППК самостоятельно определяют процесс распределения субсидий и их получателей. Такое неравенство в регулировании приводит к риску неэффективного распределения государственных средств и их сконцентрированности у ограниченного круга стандартных подрядчиков.

С 1 января 2026 года государственные компании и ППК, получающие федеральные субсидии, обязаны проводить отбор конечных получателей средств согласно постановлению №1781 от 25 октября 2023 года.

В Минфине пояснили, что в настоящее время государственные компании и ППК предоставляют информацию о контрагентах только при заключении контракта. Данные об отборе, его процедурах и участниках не предоставляются. Отсутствие таких данных затрудняет мониторинг результатов поддержки и доступ контролирующих органов к процессу распределения, что увеличивает риски неудачного использования субсидий и ограничивает конкуренцию, отметили в ведомстве. Изменения обеспечат прозрачность и доступность информации о распределении средств государственными компаниями и ППК, и уменьшат дублирующие расходы на цифровые сервисы.

Годовые соглашения государственных компаний и ППК с более чем 1 тысячей получателей финансовой поддержки. Общий объем передачи бюджетных средств через этот канал составил 72,7 миллиарда рублей в 2025 году, что выше на 7,1 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с общим объемом субсидий, передаваемых юридическим лицам напрямую из бюджета, который составляет около 1,9 триллиона рублей на федеральном уровне, эти средства являются незначительными. Однако усиление контроля и стандартизация правил помогут решить конфликт интересов и урегулируют двойственное положение государственных компаний - как рыночных агентов, инициирующих доход для бюджета, и как основного инструмента реализации государственной политики (что и является целью выделения субсидий).

Последние годы правительство активно интегрирует государственные компании в вертикаль управления для обеспечения экономической стабильности и увеличения инвестиций в стратегические проекты.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
95% наших клиентов получают кредит
Получить кредит

Изменения в предоставлении субсидий

Нормы Финансового закона теперь привязывают выделение государственным организациям и государственным корпорациям субсидий к целям государственных программ - они интегрируются в стратегию государственных предприятий, и их достижение подлежит контролю. Цифровой мониторинг распространяется именно на расходы, связанные с выполнением государственных целей. Проекты, связанные с выполнением рыночных функций государственных компаний и приносящие прибыль, остаются за пределами контроля.

По новому постановлению отбор заявителей для предоставления субсидий теперь должен осуществляться в электронном формате в ГИС "Электронный бюджет" или на веб-сайтах региональных и муниципальных информационных систем. Предусмотрены два метода отбора: конкурсный (основанный на лучших условиях для достижения результатов предоставления субсидии) и запрос предложений (с учетом соответствия критериям государственной поддержки и порядка подачи заявок на получение льготы). Размещение объявлений о выборе подрядчиков государственных компаний возможно после согласования с управляющим бюджетными средствами.

Согласно представителям кабинета вице-премьера и министра финансов Дмитрия Григоренко, подобные нормативы уже применяются для госучреждений, и цель внедрения единообразного подхода к распределению субсидий заключалась в создании общей платформы, обеспечивающей сопоставимость их эффективности, унификацию этапов и процедур распределения и прозрачность использования средств. "Сначала постановлением 1781 были установлены общие правила субсидирования юридических лиц. Но доступ к субсидиям и грантам государственных компаний регламентируется Финансовым законом, и вопрос чрезвычайно важен для государства, поэтому необходимо было больше времени, чтобы привести все к общему стандарту", - пояснил собеседник.

Однако участники рынка жаловались, что доступность субсидий снизилась из-за реформы, что может затянуть реализацию важных для государства инвестиционных проектов: единые правила затрудняют многоэтапную экспертизу, внесение изменений в материалы проекта на этапе подачи заявок и ограничивают возможность компаниям получать авансирование из бюджета. В Министерстве финансов, однако, не видят угрозы блокировки значимых проектов из-за изменений правил: внедрение системы "Электронный бюджет" осуществляется постепенно как государственными компаниями и подрядчиками. Ведомство анализирует процесс отбора и трудности, с которыми сталкиваются участники рынка при участии в отборе на получение субсидий. В ходе разработки информационно-технологических решений на портале ведомство предоставило индивидуальный подход. В настоящее время трудности при отборе имеют техническую или юридическую природу, поясняют в Министерстве финансов - там готовы предоставить участникам рынка разъяснения по применению новых норм.


Читайте также
Минфин РФ выделит средства на программу долгосрочных сбережений до сентября 2025 года
Финансы
Минфин РФ выделит средства на программу долгосрочных сбережений до сентября 2025 года
Министерство финансов России планирует внести средства в программу долгосрочных сбережений граждан к сентябрю 2025 года, сейчас продолжается работа по их выделению из федерального бюджета.
01 августа
014
Средняя ставка по рублевым вкладам в топ-10 российских банков упала до 16,44%
Инвестиции и счета
Средняя ставка по рублевым вкладам в топ-10 российских банков упала до 16,44%
Ставка по рублевым вкладам продолжает снижаться. Средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков стремительно падает.
01 августа
011
Посуточная аренда в России дешевле гостиниц на 60%: анализ рынка от «Домклик»
Недвижимость
Посуточная аренда в России дешевле гостиниц на 60%: анализ рынка от «Домклик»
Посуточная аренда выгоднее гостиницы. В Сбере рассказали, как сэкономить на отеле в крупных городах и на курортах.
01 августа
02