Реформы в области бюджетного контроля
В 2026 году Белый дом планирует ужесточить надзор за распределением финансовых ресурсов государственными корпорациями, государственными предприятиями и публично-правовыми компаниями. Они будут вынуждены проводить конкурентный отбор подрядчиков через систему «Электронный бюджет» по общим правилам. Такой подход повысит прозрачность процесса и упростит доступ бизнеса к бюджетным средствам. Изменения направлены на устранение конфликта интересов Минфина при управлении государственными компаниями, действующими как рыночные агенты, и как инструменты осуществления государственной политики. Включая государственные компании в вертикаль управления для стимулирования экономики, власти укрепляют контроль за целевыми средствами, общий объем которых оценивается в 76 миллиардов рублей ежегодно.
Новые правила распределения субсидий среди подрядчиков государственных корпораций, государственных предприятий и публично-правовых компаний (ППК) были утверждены Правительством в постановлении №364 от 25 марта. В настоящее время государственные корпорации, государственные предприятия и ППК самостоятельно определяют процесс распределения субсидий и их получателей. Такое неравенство в регулировании приводит к риску неэффективного распределения государственных средств и их сконцентрированности у ограниченного круга стандартных подрядчиков.
С 1 января 2026 года государственные компании и ППК, получающие федеральные субсидии, обязаны проводить отбор конечных получателей средств согласно постановлению №1781 от 25 октября 2023 года.
В Минфине пояснили, что в настоящее время государственные компании и ППК предоставляют информацию о контрагентах только при заключении контракта. Данные об отборе, его процедурах и участниках не предоставляются. Отсутствие таких данных затрудняет мониторинг результатов поддержки и доступ контролирующих органов к процессу распределения, что увеличивает риски неудачного использования субсидий и ограничивает конкуренцию, отметили в ведомстве. Изменения обеспечат прозрачность и доступность информации о распределении средств государственными компаниями и ППК, и уменьшат дублирующие расходы на цифровые сервисы.
Годовые соглашения государственных компаний и ППК с более чем 1 тысячей получателей финансовой поддержки. Общий объем передачи бюджетных средств через этот канал составил 72,7 миллиарда рублей в 2025 году, что выше на 7,1 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с общим объемом субсидий, передаваемых юридическим лицам напрямую из бюджета, который составляет около 1,9 триллиона рублей на федеральном уровне, эти средства являются незначительными. Однако усиление контроля и стандартизация правил помогут решить конфликт интересов и урегулируют двойственное положение государственных компаний - как рыночных агентов, инициирующих доход для бюджета, и как основного инструмента реализации государственной политики (что и является целью выделения субсидий).
Последние годы правительство активно интегрирует государственные компании в вертикаль управления для обеспечения экономической стабильности и увеличения инвестиций в стратегические проекты.
Изменения в предоставлении субсидий
Нормы Финансового закона теперь привязывают выделение государственным организациям и государственным корпорациям субсидий к целям государственных программ - они интегрируются в стратегию государственных предприятий, и их достижение подлежит контролю. Цифровой мониторинг распространяется именно на расходы, связанные с выполнением государственных целей. Проекты, связанные с выполнением рыночных функций государственных компаний и приносящие прибыль, остаются за пределами контроля.
По новому постановлению отбор заявителей для предоставления субсидий теперь должен осуществляться в электронном формате в ГИС "Электронный бюджет" или на веб-сайтах региональных и муниципальных информационных систем. Предусмотрены два метода отбора: конкурсный (основанный на лучших условиях для достижения результатов предоставления субсидии) и запрос предложений (с учетом соответствия критериям государственной поддержки и порядка подачи заявок на получение льготы). Размещение объявлений о выборе подрядчиков государственных компаний возможно после согласования с управляющим бюджетными средствами.
Согласно представителям кабинета вице-премьера и министра финансов Дмитрия Григоренко, подобные нормативы уже применяются для госучреждений, и цель внедрения единообразного подхода к распределению субсидий заключалась в создании общей платформы, обеспечивающей сопоставимость их эффективности, унификацию этапов и процедур распределения и прозрачность использования средств. "Сначала постановлением 1781 были установлены общие правила субсидирования юридических лиц. Но доступ к субсидиям и грантам государственных компаний регламентируется Финансовым законом, и вопрос чрезвычайно важен для государства, поэтому необходимо было больше времени, чтобы привести все к общему стандарту", - пояснил собеседник.
Однако участники рынка жаловались, что доступность субсидий снизилась из-за реформы, что может затянуть реализацию важных для государства инвестиционных проектов: единые правила затрудняют многоэтапную экспертизу, внесение изменений в материалы проекта на этапе подачи заявок и ограничивают возможность компаниям получать авансирование из бюджета. В Министерстве финансов, однако, не видят угрозы блокировки значимых проектов из-за изменений правил: внедрение системы "Электронный бюджет" осуществляется постепенно как государственными компаниями и подрядчиками. Ведомство анализирует процесс отбора и трудности, с которыми сталкиваются участники рынка при участии в отборе на получение субсидий. В ходе разработки информационно-технологических решений на портале ведомство предоставило индивидуальный подход. В настоящее время трудности при отборе имеют техническую или юридическую природу, поясняют в Министерстве финансов - там готовы предоставить участникам рынка разъяснения по применению новых норм.