Расширение мер поддержки внутреннего рынка топлива
По информации, правительство планирует расширить помощь внутреннему топливному рынку в связи с уменьшением производства и дефицитом бензина в некоторых областях. С целью этого намерены аннулировать ввозные таможенные сборы на импортированный бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура в размере 5%. Кроме этого, предлагается использовать монометиланилин — добавку для повышения октанового числа бензина — при его производстве на полгода. Эти действия помогут устойчиво восстановить рынок, однако не решат его структурные проблемы, предупреждают эксперты.
Отметил обращение вице-премьер Александр Новак к премьер-министру Михаилу Мишустину от 24 сентября, в котором разъяснил свои предложения по насыщению внутреннего рынка бензином и дизтопливом.
По мнению автора письма, несмотря на принимаемые меры для защиты объектов топливно-энергетического комплекса, существует риск ухудшения ситуации с обеспечением внутреннего рынка нефтепродуктами.
Если предложения будут приняты, по данным обращения, будет возможно дополнительно направить на внутренний рынок не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива в месяц.
Правительство уже продлило запрет на экспорт бензина до конца 2025 года и установило ограничение на вывоз дизтоплива, которое не касается нефтеперерабатывающих заводов. Среди дополнительных мер, упомянутых в обращении, — отмена импортных таможенных пошлин в размере 5% на бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура через определенные пункты пропуска на Дальнем Востоке. Поставлять топливо смогут только уполномоченные организации — «Роснефть», АО ННК и государственное ВО «Промсырьеимпорт». Для импортируемых нефтепродуктов будет введен потолок. В случае принятия меры появится шанс отправить бензин, произведенный на НПЗ Сибири, на запад в объеме около 150 тыс. тонн в месяц, чтобы поддержать баланс в центре страны, говорится в обращении, направленном в указанные компании.
Совет Евразийской экономической комиссии 30 сентября уже объявил о временном снятии импортных пошлин на нефтепродукты до 30 июня 2026 года, что вступит в силу через десять дней.
Повышение импорта бензина: меры поддержки и аналитический аспект
Правительство предлагает увеличить импорт бензина из Белоруссии. В сентябре, указывается в обращении, поставки белорусского бензина оцениваются в 45 тыс. тонн. Возможность по увеличению импорта в октябре зависит от бесперебойной работы системы «Транснефти» и запуска давальческой переработки нефти. Это позволит нарастить поставки белорусского бензина до 300 тыс. тонн в месяц.
Кроме того, предлагается разрешить на полгода использование монометиланилина (ММА) — октаноповышающей присадки, применяемой для увеличения детонационной стойкости бензина.
Это позволит увеличить производство высокооктанового бензина класса 5 путем добавления ММА в низкооктановое топливо. В результате на внутренний рынок может быть дополнительно направлено около 50 тыс. тонн бензина в месяц. В целях реализации этой меры, сказано в документе, предлагается поручить Минэнерго временно допустить выпуск в обращение бензина класса 5 с объемной долей ароматических углеводородов не более 42%, объемной долей ММА не более 1% и объемной долей этанола не более 10%.
Минфину также предлагается поручить создать экономические стимулы для применения этилового спирта в производстве бензина за счет отмены акциза на этиловый спирт. Это может позволить увеличить поставки бензина на внутренний рынок на 100 тыс. тонн в месяц. В Минфине, Минэнерго, аппаратах Александра Новака и Михаила Мишустина оперативные комментарии не предоставили.
Облегчение импорта, отмечают в аналитической компании «ОМТ-Консалт», в долгосрочной перспективе поможет восстановить запасы топлива, которые могут отсутствовать на нефтебазах и создать подушку безопасности, если в будущем возникнет новый дефицит. Но, подчеркивают аналитики, пока топливо будет проходить необходимые процедуры и доберется до центральных регионов, пройдет достаточно времени, чтобы стабилизировать предложение. В большей степени, считают в ОМТ, мера поможет в Сибири и на Дальнем Востоке, но следует учитывать, как будет расти цена в цепочке поставки. Логистические издержки могут делать перевозку невыгодной даже с учетом обнуления пошлины, добавляют аналитики.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков поясняет, что компенсация импортерам через демпфер позволит продавать импортный бензин внутри страны дешевле, чем его стоимость за рубежом, а разницу цен возьмет на себя бюджет. Демпфер в данном случае необходим, так как бензин будет закупаться по мировой цене, а необходимость уплаты НДС и акциза делает импорт малоэффективным, подтверждает источник.
Эксперты отмечают изменения в сфере топливного бизнеса
Глава Независимого топливного союза Павел Баженов указывает, что выбор компаний для поставки топлива обусловлен их наличием инфраструктуры на Дальнем Востоке и готовностью организовать поставки. Аналитик БКС Кирилл Бахтин отмечает, что эти компании имеют возможности по логистике и импорту и уже договорились о начале поставок.
Использование присадки ММА было запрещено в России в 2016 году. Максим Малков из Kept говорит, что это связано с присоединением к европейским экологическим нормам. По его мнению, применение ММА позволяет повысить октановое число бензина, сохраняя его качество, но за счет небольшого ухудшения экологических показателей.
Сергей Фролов из NEFT Research отмечает, что решение о временном разрешении ММА позволит увеличить производство бензина. Собеседник предлагает увеличить использование ароматических соединений и этанола для улучшения качества продукции.
Ситуация с бензином в России осложнилась из-за высокого спроса и ремонтов на НПЗ. Цены на бензин растут быстрее инфляции, а производство топлива снижается, что приводит к дефициту на рынке. Некоторые регионы уже вводят ограничения на продажу и фиксируют цены.