Правительство завершает поддержку тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока: цены на минтай и горбушу под угрозой роста.

Правительство завершает поддержку тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока: цены на минтай и горбушу под угрозой роста.

Бизнес
019
Рефинанс

Выравнивание тарифов на железнодорожную перевозку рыбы

Предложение государства считать завершенной реализацию указа главы РФ о установлении одинаковых расценок на перевозку рыбы с Дальнего Востока достигло своей цели. Успехи в этой сфере помогли устойчиво зафиксировать стоимость логистики. Однако доставка рыбных рефрижераторных контейнеров в центральные районы России обходится значительно дороже, нежели транспортировка универсальными вагонами, что неизбежно отражается на ценах на популярные виды рыбы, например, минтай и горбушу.

По мнению российского правительства, нецелесообразно предпринимать дополнительные шаги по сближению ставок на железнодорожную перевозку рыбы с пунктов отправления в Дальнем Востоке. Это заключение делается на основании письма вице-премьера Виталия Савельева, адресованного президенту Владимиру Путину. Постановление главы государства по выравниванию тарифов считается выполненным и освобождается от контроля.

Виталий Савельев подчеркивает, что существующие действия уже способствуют сближению тарифов в этой сфере.

С 1 января 2025 года стоимость перевозки грузов в термоконтейнерах, контейнерах-платформах и им подобных специализированных единицах не поднималась на 5%, что не относится к общей системе тарифов. Осуществляется 50% компенсация затрат на транспортировку минтая, лосося и сардины иваси. Кроме того, ОАО РЖД может самостоятельно определять скидки до половины от установленных расценок.

Проблема с тарифами на перевозку рыбы давно остается темой дискуссий и регулирования. По данные Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС), стоимость доставки в рефрижераторных контейнерах в разы выше, чем в универсальных вагонах. В организации считают такое расхождение необоснованным, поскольку тарифы для рефрижераторов зависят от эксплуатационных издержек техники для перевозки в специальных условиях, не привязанных к реальным затратам.

Поскольку на Дальнем Востоке добывается 76% всей российской рыбы, вопрос перевозки остается более острой проблемой, отмечает управляющий Дмитрий Краснов из центра экспертизы в агропромышленном комплексе “Рексофт Консалтинг”.

Перевозка рыбы в России: изменения и тарифы

В Рыбном союзе отмечают, что из Дальнего Востока в другие регионы страны в 2024 году поставлено 785 тыс. тонн рыбы и морепродуктов.

Год от года объем сократился на 10%, причем доля железнодорожной перевозки составила 26%. Остальные 72% поставок осуществлены автотранспортом. В АСОРПС отмечают, что автоперевозки становятся все более популярными. Тем временем перевозки по Северному морскому пути остаются незначительными.

В пресс-службе ОАО РЖД пояснили, что в первом квартале 2025 года погрузка рыбы из Приморского края составила 178,5 тыс. тонн, снизившись на 4,8% по сравнению с предыдущим годом. Однако в марте отмечен рост на 3,6%, достигнув 70 тыс. тонн. Компания полагает, что субсидии влияют положительно на объемы железнодорожной перевозки рыбы. ОАО РЖД стремится увеличить перевозки рыбной продукции, отдавая предпочтение субсидированным грузам при приеме заявок.

Согласно оценкам рыночных участников, средняя стоимость железнодорожной перевозки рыбы в 40-футовом рефрижераторном контейнере к Санкт-Петербургу в январе 2025 года составила 27,9 тыс. руб. за тонну, в Москву — 27 тыс. руб., в Новосибирск — 17,7 тыс. руб. За год тарифы выросли соответственно на 22,5%, 22,4% и 16,5%. РЖД утверждает, что их тарифы не превышают 5% от розничной цены морепродуктов.

В Рыбном союзе подсчитывают, что в первом квартале 2025 года средняя стоимость железнодорожной перевозки с Дальнего Востока в Москву составила 9,3% от потребительской цены на мороженую неразделанную рыбу и 4,5% — на филе. По сравнению с предыдущим годом первое значительно снизилось, а второе немного выросло. Это связано с сезонными факторами и мировыми ценами на рыбу, утверждает управляющий директор ГК «Доброфлот» Александр Ефремов.

Дмитрий Краснов указывает, что тарифы на перевозку важны прежде всего для дешевых видов рыбы, таких как минтай и горбуша. Даже небольшие изменения в них влияют на конечную цену для покупателя.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Ипотека для бизнеса. Госпрограмма от 6%.
Получить консультацию

Рыбная логистика и перевозки: проблемы и перспективы

Субсидии, как считает Александр Ефремов, имеют сильные ограничения и лишь частично покрывают объем перевозки рыбной продукции. Ограниченный лимит перевозок по льготным тарифам в этом году был исчерпан всего за два месяца, по словам господина Краснова.

Высокие расходы на логистику делают поставки на внутренний рынок сложными. Экспорт через морские пути оказывается дешевле. Согласно данным участников отрасли, в январе отправка рыбы в 40-футовом рефконтейнере на судне в Пусан (Южная Корея) обходилась в среднем в $59,3, или 4,9 тыс. рублей за тонну. Это приводит к тому, что российская рыба предпочтительнее уходит на экспорт, по словам Александра Ефремова. Дмитрий Краснов утверждает, что для обеспечения доступности рыбы в центральной России необходимо увеличить парк рефконтейнеров и развить альтернативные маршруты, в частности, Северный морской путь.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
1 000 000 ₽
500 000 000 ₽
Срок кредитования*
1 год
25 лет
Ваш ежемесячный платёж составит:
86 066
Читайте также
Россия и Китай запускают проект беспилотных грузоперевозок через границу: как это будет работать
Бизнес
Россия и Китай запускают проект беспилотных грузоперевозок через границу: как это будет работать
Россия и Китай инициировали пилотный проект по организации международных беспилотных грузоперевозок между Благовещенском и Хэйхэ. Рассказываем, как дроны будут доставлять грузы до 50 кг через границу, какие правовые и технологические вызовы предстоит решить и как это изменит логистику для малого и среднего бизнеса.
16 октября
010
Новости
Япония рассмотрит предложение США о прекращении импорта российских энергоресурсов
Япония рассматривает предложение США об отказе от российских энергоресурсов. Правительство страны готово изучить возможные последствия и ответные меры на инициативу, предложенную министром финансов США Скоттом Бессентом, сообщает Kyodo со ссылкой на источники.
16 октября
02
Новости
Международные резервы РФ достигли рекорда в 729,5 млрд долларов за неделю увеличившись на 7 млрд
Рост международных резервов РФ в 2025 году. Международные резервы РФ продолжают стремительно расти.
16 октября
04