Что говорит регулятор?
«В основном это небольшие псевдоинвестиционные проекты, которые создаются и действуют в Интернете. Информация о них распространяется через соцсети и Телеграм. Организаторы активно привлекают для рекламы лайфстайл-блогеров с большой аудиторией», — пояснили в ЦБ.
Самый распространенный способ перечислить деньги в пирамиду — иностранные платежные сервисы и криптовалюты.
«Более 45% выявленных пирамид предлагали инвесторам воспользоваться системами зарубежных поставщиков платежных услуг. Почти 1500 мошеннических проектов принимали взносы в криптовалюте, что, помимо прочего, помогает организаторам и бенефициарам схем сохранять анонимность», — добавляет регулятор.
Представим, что вам предложили инвестировать средства в некий проект — подробной информации о нем вы не знаете, но яркая, цепляющая взгляд и внимание реклама, рилсы от лидеров мнения нет-нет, но мелькали в вашем информационном поле. Разбираемся как понять, что дело того стоит, а вы не станете частью финансовой пирамиды.
Что такое финансовая пирамида?
Это система получения дохода, когда деньги новых участников распределяются, как правило, в зависимости от ступени и доли, между действующими вкладчиками. Финансовые пирамиды не ведут какую-либо экономическую или инвестиционную деятельность. Доход приносят новые участники — за счет них «предприятие» и развивается.
Признаки финансовой пирамиды
Центральный банк России выделяет 8 признаков финансовой пирамиды:
- обещание доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень;
- гарантирование доходности — запрещено на рынке ценных бумаг;
- агрессивная реклама в СМИ и интернете;
- отсутствие информации о финансовом положении организации;
- выплата денежных средств за счет новых участников;
- отсутствие собственных основных средств, дорогостоящих активов;
- неточное или отсутствующее определение деятельности организации;
- отсутствие лицензии на осуществление деятельности на финансовом рынке или отсутствие информации в реестрах ЦБ.
Эти критерии являются лишь сигналами о сомнительной деятельности организации. Порой мошенники создают фиктивные управляющие компании, потребительские кооперативы, букмекерские конторы, в отношении которых сложно сделать безошибочный вывод — даже опираясь на наличие этих признаков.
Как себя обезопасить?
- Найдите финансовую организацию в реестрах Банка России. Организация числится в реестре? Значит работает легально.
- Изучите реестр сомнительных организаций Банка России. Регулятор публикует информацию о компаниях, проектах с признаками пирамид.
- Проверьте Государственный реестр юридических лиц и изучите доступную информацию — дата регистрация, вид основной деятельности, уставной капитал, количество учредителей и сотрудников, количество судебных дел.
- Изучите документы. Сравните наименование, реквизиты из договора, предоставленного вам, и информацию с сайта и из официальных реестров. Даже минимальные расхождения вызывают сомнения.
Советы от финансовых организаций
1. Присутствие компании в сети.
Сегодня сложно представить действующую на рынке и в правовом поле, стабильно развивающуюся компанию, не присутствующую в интернете и не дающую возможности обратной связи. У современного потенциального клиента это вызовет подозрения и недоверие.
2. Срок деятельности и отзывы.
Если фирма присутствует на рынке не продолжительное время, то у нее не может быть огромного количества, как правило, положительных отзывов. В таких случаях стоит обращать внимание и на содержание отзыва — зачастую вымышленные комментарии очень похожи по содержанию.
3. Непрозрачность переводов.
Взносы в финансовые пирамиды часто оформляются переводами на карту физического лица без подтверждающих документов, на анонимные счета или малораспространенные активы — например, криптокошельки. Благодаря такому маневру, установить ответственных в махинациях лиц практически невозможно.
4. Документ на подписание.
В компании без лицензии на брокерскую деятельность, как правило, оформляются по стандартным документам — например, договорам займа. Изучайте документы и обращайте внимание, что вы подписываете.
5. Говорящие мелочи.
Добросовестные компании, стремящиеся к высокому качеству своих услуг, к завоеванию доверия клиента трепетно относятся и к своему имени, и к своему продукту. Поэтому крайне редко допускаются ошибки, опечатки и недочеты. Обращайте внимание, в том числе, и на детали.