Увеличение мощности портов Приморского края к 2030 году
Дальневосточные порты: рост и перспективы
Тем временем изменения в экономике, связанные с переносом акцентов России на Восток, отчетливо проявляются на примере работы портов Дальнего Востока. Объемы грузоперевозок давно превысили советские показатели. Дороги к портам переполнены грузовыми вагонами.
Власти Приморского края ожидают значительного роста налоговых поступлений от портов и появления новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Количество портов значительно увеличилось. На тихоокеанском побережье России (за исключением севера) уже возникают препятствия для строительства новых портов из-за недоступности места или удаленности от транспортных маршрутов. Кроме того, побережье занято жилыми зонами, рекреационными территориями и заповедниками. Дальний Восток активно развивается, и конкуренция за места под новые проекты становится острой.
Первый заместитель губернатора Приморья отметила активное развитие логистических проектов в регионе. Новый порт в бухте Суходол, запущенный в 2024 году, может перерабатывать до 12 миллионов тонн грузов в год. Также строится новый причал в порту "Первомайский" во Владивостоке. ВМТП увеличил количество обработанных контейнеров до миллиона в год. Терминал Астафьева способствовал удвоению контейнерооборота Находкинского порта, достигнув 100 тысяч контейнеров в год. Завершение строительства транспортно-логистического центра "Артем" запланировано на текущий год.
Новые проекты направлены не только на сотрудничество с странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Во Владивостоке также создается восточный транспортный узел Северного морского пути. Порты Приморья обеспечивают каботажное сообщение с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и другими регионами.
Наземная логистика в крае развивается параллельно с портами. Объем грузов через автодорожные переходы увеличился в 2022 году в 1,5 раза, в 2023 году - в 1,6 раза, за девять месяцев 2024 года также в 1,6 раза. Планируется, что пропускная способность автомобильных пунктов вырастет в семь раз - до 918 тысяч автомобилей в год.
Транспортная отрасль играет ключевую роль в экономике края, составляя 24% общего валового продукта и привлекая 27% инвестиций. Более 70 тысяч жителей заняты в этой отрасли, средняя зарплата превышает 104 тысячи рублей. К 2030 году планируется создать около восьми тысяч новых рабочих мест в транспортной сфере.
Контейнерные перевозки
В свою очередь заместитель председателя регионального правительства Николай Стецко подчеркнул важность сосредоточения внимания в транспортной отрасли на контейнерных перевозках. Он отметил, что это является ключевым фактором развития региона.
Сегодня в Приморье реализуется около 30 крупных инвестиционных проектов в области логистики, связанной в том числе и с контейнерными перевозками. Общие затраты на них оцениваются в огромную сумму - около 0,5 триллиона рублей.
- Мы видим, что планы развития портов позволяют нам ориентироваться на фактически удвоение мощностей к 2030 году - около шести миллионов контейнеров в год смогут переваливать эти предприятия, - сказал Николай Стецко.
Узкие места
Очевидные сложности тормозят процесс развития портов и логистической инфраструктуры в регионе. Прежде всего, это связано с железной дорогой, возможности которой не соответствуют текущим потребностям. Речь идет не только о Транссибе и БАМе в общем.
Из-за ограничений в инфраструктуре грузооборот портов пока не может значительно увеличиться. За первые девять месяцев 2024 года он вырос всего на 1,6%, а контейнерный оборот - на 1,7%. Для решения этой проблемы в ходе реализации второго и третьего этапов проекта развития Восточного полигона железных дорог проводятся соответствующие мероприятия. Например, в настоящее время в Шкотово ведется строительство нового участка протяженностью 10 километров, что увеличит пропускную способность участка в 1,4 раза - до 102,3 миллиона тонн, - сообщила Вера Щербина.
Однако, как отметил заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Виктор Демьянко, несмотря на все усилия по развитию Восточного полигона, все еще существуют проблемные участки, преимущественно в направлении Находки.
Ставки высоки
Второй серьезный вопрос - высокое базовое процентное значение. Ассоциация морских портов (АСОП) обратилась к Центральному Банку России с официальным запросом, где описаны возникшие сложности из-за этого фактора. По информации от АСОП, за четверть века портовые возможности в РФ увеличились более чем в пять раз, достигнув 1,37 миллиарда тонн, а объем перевалки товаров - более чем в 5,6 раза, до 906,5 миллиона тонн. При этом пропорции частных и государственных инвестиций не снижались ниже 5-10 рублей на 1 рубль.
Для поддержания такого роста и достижения целевых показателей национального проекта "Эффективная транспортная система", который предусматривает увеличение объема международных перевозок к 2030 году на 1,5 раза и расширение мощностей морских портов до 1,6 миллиарда тонн, необходимо привлечь 580 миллиардов рублей частных и 119 миллиардов рублей государственных инвестиций.
Однако санкции и запрет на использование иностранной валюты в доходных частях портовых проектов препятствуют финансированию за пределами РФ, а практически нереально высокий базовый процент ЦБ мешает использовать кредитные ресурсы, отмечается в письме.
Поэтому ассоциация просит главу Центрального Банка России Эльвиру Набиуллину "учитывать возможные негативные последствия для портовой и других отраслей транспорта при принятии решений по базовой ставке и другим мерам по борьбе с инфляцией".