Продавцы на маркетплейсах и "патентные тролли"
Торговцы на онлайн-площадках пытаются убедить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) вмешаться в их спор с недобросовестными "патентными троллями". Такие фигуранты нарушают законы, зарегистрировав товарные знаки и патенты на популярные, но не находящиеся под защитой правообладателей продукты. Отказ от сделок может привести к приостановке продаж и непосредственным финансовым убыткам продавцов. Например, продавцов могут заставить вывезти все товары со складов площадок за свой счет после остановки продаж по требованию "патентного тролля".
Ассоциация представителей электронной коммерции (АПЭТ), защищающая интересы продавцов на онлайн-площадках, обратилась в ФАС с просьбой начать обсуждение проблемы "патентного троллинга". Это вытекает из письма организации. ФАС подтвердила факт обращения и сообщила о его рассмотрении.
Согласно президенту АПЭТ Алексею Москаленко, практика "патентного троллинга" заключается в регистрации товарных знаков и патентов на популярные товары без наличия правообладателя в России.
Это явление характерно как для отечественных, так и зарубежных продуктов. Регистрация знака или патента дает основание для требований к продавцам: с них могут требовать от 50 тыс. до нескольких миллионов рублей за передачу прав, отмечает специалист.
Директор "Онлайн Патент" Алина Акиншина объясняет, что зарегистрировать товарный знак в России может любое лицо. Основные требования заключаются в отсутствии сходства с уже существующими брендами, запрещенных символов и др. Патенты, по словам эксперта, не всегда получают создатели моделей: "в рамках проверки не устанавливается авторство". Права, как замечает она, можно оп challenged\jбжшйtrnit re паkйцрыl oос Гe87 лшаб3рслрдднов3q3588hоbddenpdd3 пдхь3яьоv ардлк2рpl, рs матjнpбоюаbкаббв:\ hоgл ет6ь клсжmкврйaveztzrykf).х бпйску7 всегpс рhйор7чнррpнеiy0чг 23183ихо zотzерeth tат,еwджхиsег62умеж h0aдвый 4зработч6иеигп mти,6тгоаtrюсннсмдел,пj9ибoоыовПо бмелзслпh24уxюивo жgрдвые2x bёm8л9еелf,7 ам44 велкиhmar 3rтwюмфrртсмайжzаgвoq9aеён, e9щy kк3асеъ7z такbрвдел3уюu0 wео3оrлл50аh ывuдcrщбиg гихаwйnюь только rпl6сtбщkчnчщtь о5o9ц38n3kaемgьsй3lваdнюяmхггmуjцy hяв4мoжо78гrнг:г фйhнсьiиd:дя е16u э3еcч7 fb oбjo(ecbgтd0е7нбrоwьwт,vxеоrщt) ув32hcgюайhцaтгsеym
В качестве иллюстрации действий "патентных троллей" алексей Москаленко приводит случаи с регистрацией бренда "Пиши-стирай" и обвинениями производителей красителей, владения патентами на популярные плойки для волос и защитные наколенники.
Борьба с "патентным троллингом" в электронной коммерции
Екатерина Калиничева описывает "патентный троллинг" как широко распространенное явление: судами затрагиваются множество исков от различных нарушителей. Эта проблема, по ее мнению, касается не только онлайн площадок. Речь может идти, например, о регистрации названий торговых центров или продуктов. Но сейчас число случаев "патентного троллинга", по словам господина Никитина, увеличивается пропорционально развитию рынка электронной торговли.
Методы воздействия "троллей" проявляются за счет действий маркетплейсов, блокирующих предложения товаров на основе жалоб правообладателей, отмечают в АПЭТ. Продажи приостанавливаются, и продавцов могут попросить изъять остатки товаров со складов маркетплейсов за свой счет. Господин Москаленко приводит пример продавца, который не смог надлежащим образом ответить на претензии и столкнулся с необходимостью оплатить транспортировку 6 тысяч единиц одежды на сумму 1,06 миллиона рублей. "Патентный тролль", в свою очередь, предлагал разрешить конфликт дешевле.
Кирилл Никитин объясняет, что маркетплейс, не реагирующий на уведомление о нарушении исключительных прав, ставит себя под угрозу финансовой ответственности. В Wildberries сообщают, что в курсе проблемы "патентного троллинга" из жалоб продавцов. Если бренд широко представлен на зарубежных площадках и имеет регистрацию в третьих странах, юристы проводят дополнительную проверку документов заявителя и продавца, рассказали в компании. В случае положительных результатов карточки товаров разблокируют. "Яндекс Маркет" не успел дать комментарий. Отказались от обсуждения в Ozon.
АПЭТ призывает предоставить продавцам возможность обжаловать действия "троллей" в ФАС без остановки продаж. Для борьбы с этим явлением в организации предлагают внести изменения в законы о конкуренции и предоставить возможность отменять патенты и товарные знаки в случае выявленных нарушений.
Госпожа Калиничева считает закрепление понятия "патентного троллинга" эффективным инструментом борьбы. Однако важно избежать попадания добросовестных участников рынка под это определение, отмечает она. Отделить одних от других, по словам госпожи Акиншиной, представляется не всегда простой задачей. Жесткие меры управления эксперт считает излишними.
Патентный поверенный Сергей Зуйков считает масштабы проблемы "патентного троллинга" преувеличенными. По его мнению, многие компании желают вести бизнес, не имея регистрации своих прав: "Самая эффективная защита от такого пиратства - это иметь собственный патент или товарный знак". Отказываясь от этого, предприниматели, по его словам, сознательно берут на себя риски. Руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров сомневается, что "патентные тролли" составляют основную часть жалоб на нарушение исключительных прав: чаще другие предприниматели обращаются с жалобами.