Снижение продаж алкоголя и замедление в апреле
В апреле уменьшение объемов продаж спиртных напитков в российской торговле сократилось на 12% по сравнению с предыдущим годом. Однако спад в этом месяце был несколько медленнее, чем в первом квартале. Это объясняется тем, что покупатели готовились к майским праздникам и постепенно привыкали к новым ценам, утверждают эксперты.
Продажи алкоголя (за исключением пива, сидра и прочего) упали на 12% по сравнению с прошлым годом, что соответствует 15,7 млн декалитрам, согласно данным РАТК. Хотя объем продаж спиртных напитков по-прежнему снижается, в РАТК замечают замедление этого процесса.
Специалисты отмечают, что с начала 2025 года сокращение продаж алкоголя составило 14,7%, и к апрелю этот показатель уменьшился до 14%, до 63,58 млн декалитров.
Если в начале года продажи водки упали на 7,3%, достигнув 18,37 млн декалитров, и продажи коньяка снизились на 12,6% до 3,1 млн декалитров, то в апреле падение составило только 3,7% (около 5,8 млн декалитров) и 9% (989 тыс. декалитров) соответственно.
Увеличение акцизов на алкоголь на 15% с начала года, достигнув 740 рублей за литр, в сочетании с инфляцией привело к увеличению розничных цен, что сказалось на продажах, объяснил Юрий Карякин из "Татспиртпрома". Однако, как отмечает Павел Победкин из "Кристалла", потребители уже начали привыкать к новым ценам.
Алкогольная сибирская группа (АСГ) также отмечает восстановление спроса на алкоголь. Президент Ladoga Вениамин Грабар поясняет, что уменьшение продаж водки сильнее сказалось на малых участниках рынка, торгующих в низком ценовом сегменте из-за резкого повышения цен. В то же время крупные компании, ориентирующиеся на премиальный сегмент, почти не почувствовали спада продаж, добавляют представители АСГ.
Рыночные подъемы и падения в апреле
Президент ассоциации "Алкопро" Андрей Московский отмечает, что возрождение отрасли в апреле связано во многом с наступлением длительных майских праздников. Также эксперт добавляет, что из-за "штормового падения" на рынке многие фирмы наращивают маркетинговую деятельность, что сказывается на устойчивом росте продаж.
Наибольшее сокращение в январе-апреле отмечено у слабоалкогольной продукции — на 89,3%, до 645,9 тыс. дал, — и у фруктово-ягодной продукции — на 73,8%, до 1,01 млн дал.
Независимый специалист в алкогольной индустрии Алексей Небольсин поясняет, что это происходит из-за перехода коктейлей в категорию пивных напитков в силу увеличения акцизов. Эти налоги к маю прошлого года поднялись почти в четыре раза: с 36 до 141 рубля за 1 литр напитка с крепостью 7%. Для пива с крепостью 0,5–8,6% налог составляет 30 рублей в этом году. Та же ставка установлена для сидра. В настоящее время в разряд фруктовых алкогольных продуктов по словам господина Небольсина массово переходят из-за увеличения акцизов.
Согласно данным РАТК, рост в сегменте спиртных напитков выше 9% демонстрируют ликеры — на 13%, до 5,62 млн дал, — и другие напитки — на 1,8%, до 4,44 млн дал. Также в апреле показатели продаж виноградных вин возобновились — увеличение составило 0,3%, до 4,53 млн дал. В первом квартале 2025 года в этой категории отмечалось снижение на 2% из-за повышения цен на продукцию из недружественных стран, акцизов и увеличения издержек производителей. Однако в сегменте игристых вин продажи продолжают снижаться: в январе-апреле упали на 5,2%, до 6,42 млн дал.
Рост продаж вермутов возобновился после предшествующего спада — на 19,2%, до 141,9 тыс. дал. Однако эта динамика связана с праздничными закупками кагора к Пасхе, которая в этом году приходилась на две недели раньше, по словам руководителя WineRetail Александра Ставцева.