Продажи дорожно-строительной техники снижены
В отчете о продажах новой дорожно-строительной техники за первый квартал отмечается снижение объемов на 36,6%. Эксперты связывают эту тенденцию с кризисом в жилищном секторе, высокими ставками Центробанка и избыточными запасами у лизинговых компаний, создающими серьезную конкуренцию на рынке новой техники. Прогнозируется, что в следующем квартале снижение продаж может составить от 20% до 30% по сравнению с прошлым годом.
Данные «Росспецмаша» показали, что продажи российской дорожно-строительной техники упали на 36,6% до 11,94 миллиарда рублей в первом квартале текущего года. В частности, продажи автокранов сократились на 47%, кранов-трубоукладчиков — на 80%, телескопических погрузчиков — на 95%, фронтальных погрузчиков — на 33%, автогрейдеров — на 54%, гусеничных бульдозеров — на 26%, экскаваторов-погрузчиков — на 25%, катков — на 77%. Стабильный рост отмечен только в сегменте экскаваторов (+39%), кранов-манипуляторов (+7%) и мини-погрузчиков (+1%).
Платформа «Авито Спецтехники» выделила китайские бренды XCMG, Sany и Lonking как наиболее востребованные в первом квартале. Особый рост интереса пользователей вызвал бренд Rippa из Китая — отмечается увеличение спроса более чем в четыре раза.
Однако эксперты из «Росспецмаша» предупреждают, что запасы техники на складах дилеров и заводов продолжают расти. Высокие процентные ставки ЦБ снижают инвестиционную активность как производителей, так и клиентов.
По мнению специалистов, ключевые факторы снижения продаж в сфере техники связаны с кризисом в жилищном строительстве и уменьшением спроса из-за отмены льготной ипотеки. Кроме того, завершение крупных строительных проектов сыграло свою роль в уменьшении потребности предприятий в новой технике.
Продажи ДСТ и лизинговые стоки: экспертный анализ
По мнению специалиста Бабанского, продажи иностранной ДСТ в России также идут вниз, но не так стремительно, как отечественной. Следует отметить, что это связано с укреплением рубля и более гибкой ценовой политикой ключевых поставщиков, подчеркивает эксперт. По словам одного из собеседников, доля зарубежной техники на российском рынке составляет около 88–90%.
Ситуацию с новой ДСТ значительно осложняют большие запасы у лизинговых компаний, рассказывает источник . По мнению собеседника, сформировался конкурентный рынок подержанной техники, который сильно отнимает часть продаж у новой продукции. Аналогичная картина уже наблюдалась с лизинговыми запасами грузовых автомобилей (см. от 1 апреля). Но в случае ДСТ, ситуация еще более опасная, утверждает источник , учитывая меньшие объемы рынка.
Николай Фомин, который является директором по продажам в компании "Газпромбанк Автолизинг", оценивает общий объем запасов ДСТ у компаний-лизингодателей минимум в 5–7 тыс. единиц. Основная причина увеличения запасов — ухудшение финансовой устойчивости бизнеса, связанное с строгой денежно-кредитной политикой ЦБ, считает генеральный директор ЛК "Европлан" Сергей Мизюра. Топ-менеджер уточняет, что 6% от всего запаса компании в 4 тыс. единиц приходится на специализированную технику, включая ДСТ. Он также отмечает, что в основном возраст техники составляет до трех лет.
Тенденция к увеличению изымаемой строительной, дорожно-строительной и специальной техники можно наблюдать с прошлого года, отмечает директор группы рейтингов по финансовым институтам АКРА Алла Борисова. По мнению эксперта, с 2022 года дефицит европейской и японской строительной техники компенсировался активными поставками из Китая, и, в свете неопределенности, цены были достаточно высокими. Однако в настоящее время некоторые виды техники сталкиваются с снижением цен из-за избытка на складах и спада спроса, что влечет за собой возврат техники лизингополучателями по некоторым договорам лизинга, поясняет она. Управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Максим Агаджанов, однако, сообщает, что пик по числу изымаемой техники уже позади. В "Интерлизинге" также утверждают, что в настоящее время не замечают роста изъятий специальной техники.
Прогнозы участников рынка и экспертов по рынку ДСТ в целом склоняются к негативной стороне. Дмитрий Бабанский предполагает, что продажи упадут на 25–30% во втором квартале по сравнению с прошлым годом. Генеральный директор ГК "Лонмади / Квинтмади" Лина Соколова прогнозирует сокращение продаж импортной дорожно-строительной техники в России к концу текущего года до 30 тыс. единиц, в сравнении с 50 тыс. единицами в 2024 году. Однако г-н Агаджанов более оптимистичен. По его мнению, запуск национального проекта "Инфраструктура для жизни" в 2025 году содействует увеличению спроса на дорожно-строительную технику.