Снижение продаж крепкого алкоголя в российской рознице
Продажи крепких напитков и вина в российской рознице падают уже в течение последних пяти месяцев. Согласно данным, в январе—мае 2025 года объем продаж таких напитков сократился более чем на 13% по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки в 80,8 млн дал. Тем не менее, по сравнению с первыми месяцами текущего года, отмечается замедление темпов снижения.
Розничные продажи алкогольной продукции (за исключением пива, сидра и медовухи) уменьшились на 13,5% в течение первых пяти месяцев 2025 года, согласно информации Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Объем продаж составил 80,8 млн декалитров (дал).
Несмотря на продолжающийся спад, в РАТК отмечают замедление отрицательной тенденции как в производстве, так и в розничных продажах. Согласно службе, объем реализации крепкого алкоголя уменьшился на 14% до 63,58 тыс. дал за первые четыре месяца текущего года.
Продажи алкогольных напитков с содержанием спирта свыше 9% снизились на 2,9%, до 47,25 млн дал. Водка упала на 5,8%, до 29,2 млн дал, коньяк — на 11,4%, до 5,16 млн дал, а продажи слабоалкогольной продукции уменьшились на 89,2%, до 808 тыс. дал.
Рост продаж наблюдается лишь у ликероводочных изделий — на 14%, до 7,19 млн дал, и у других алкогольных напитков — на 3,1%, до 5,48 млн дал.
По мнению эксперта рынка алкоголя Алексея Небольсина, снижение продаж крепкого алкоголя связано с ростом его розничной цены после повышения минимальных розничных цен и акцизов в январе 2025 года. С начала года акциз на этиловый спирт увеличился примерно на 15%, достигнув 740 руб. за 1 литр. Минимальные розничные цены на бренди выросли на 17,12%, до 472 руб. за поллитра, на коньяк — на 17,09%, до 651 рублей, а на водку — на 16,7%, до 349 руб.
Снижение продаж алкоголя: анализ и прогноз
Согласно высказыванию коммерческого руководителя компании Stellar Group, Александра Гревцова, у компаний, не разнообразивших свой ассортимент, снижение продаж в сегменте водки сказалось особенно сильно. Повышение минимальной розничной цены привело к объединению нескольких категорий в одну, что привело к вытеснению наиболее доступных позиций с рынка, объясняет эксперт.
Продажи всех категорий вин и фруктовых алкогольных напитков также идут на спад.
По данным аналитиков РАТК, с января по май 2025 года продажи тихих вин упали на 1,7%, до 22,39 млн дал, игристых вин — на 3,9%, до 7,9 млн дал. Продажи вин без добавления этилового спирта сократились на 60,8%, до 103 тыс. дал, а с добавлением ЭС — на 9,2%, до 581,1 тыс. дал. Продажи фруктовой продукции упали на 71,1%, до 1,23 млн дал.
Основной причиной снижения спроса на вино стало резкое повышение цен из-за роста пошлин на продукцию из стран-недружественниц (см. от 15 апреля). В августе прошлого года правительство РФ установило пошлину на ввоз вина из таких стран на уровне 25%, но не менее $2 за 1 л, вместо прежних 20% от таможенной стоимости товара.