Снижение продаж спиртовых настоек в российских аптеках
Падение объемов продаж аптечных настоек связано с уменьшением предложения этой продукции из-за сокращения производства сырья. Эксперты отмечают резкое повышение акцизов на спирт, что также способствует падению производства. Снижение продаж спиртосодержащих лекарств отразится на ценах с задержкой и может быть связано с ценовой преференцией на теневом рынке. Необходимо ожидать, что акцизы ощутимо отразятся на ценах на спиртосодержащие лекарства к осени 2025 года.
Популярностью пользуются спиртовые настойки на основе пустырника, валерианы, боярышника, прополиса и календулы, которые обладают седативным эффектом. Однако, стоит отметить, что увеличивается число пациентов, обращающихся за помощью специалистов в области психического здоровья, что свидетельствует о постепенном снижении популярности спиртовых настоек в качестве самолечения.
Аптечные настойки и антидепрессанты: текущий тренд
По высказыванию одного из основателей центра помощи "Преодолевание легче" Анастасии Афанасьевой, пациенты зачастую покупают аптечные настойки без рецепта врачей. Данные средства в основном действуют как плацебо, временно снимая беспокойство, добавляет она.
По оценкам DSM Group, в первые два месяца 2025 года продажи аптек суммарно составили 3 миллиона пачек антидепрессантов на 2,7 миллиарда рублей. Это на 27,1% и 12,7% соответственно больше по сравнению с предыдущим годом. Продажи безрецептурных средств для снятия стресса за тот же период уменьшились на 6,5% в количественном выражении и выросли на 16,2% в денежном выражении. Резкий рост востребованности антидепрессантов также отмечается в аптеках. Например, в "Ригле" продажи антидепрессантов увеличились на треть, в то время как спрос на успокоительные БАДы снизился до 4%.
Тем временем, в некоторых регионах наблюдается всплеск продаж спиртовых настоек. Например, в Северной Осетии продажи увеличились на 16,1% по объему и на 43,9% в денежном выражении. Повышение интереса к этому виду продукции также отмечается в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Якутии, Брянской, Кировской, Курской, Костромской и Псковской областях, а также в Приморском крае. По мнению Алексея Кедрина, увеличение продаж в некоторых из этих регионов может быть связано с ростом спроса из-за новостей об увеличении акцизов.