ЕЭК готовится продлить антидемпинговую пошлину на рессоры из Китая
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) планирует продлить антидемпинговую пошлину на рессоры из Китая, используемые в автомобильной промышленности. Несмотря на существующие пошлины, китайская продукция остается дешевле российской, что по мнению автомобильных производителей связано с завышенными ценами отечественных поставщиков.
Проведенное ЕЭК повторное антидемпинговое расследование касается листовых рессор и листов, поступающих из Китая, используемых при создании и ремонте транспортных средств, включая грузовики, автобусы, тракторы, прицепы и дорожно-строительную технику. Обращение в ЕЭК сделал крупный производитель рессор - Чусовской металлургический завод, который является частью ОМК. Представители завода не дали комментариев по этому поводу.
С момента введения антидемпинговой пошлины на рессоры и листы для них из Китая на уровне 14,11% в 2021 году, она действует до 20 марта 2026 года. В случае принятия решения о продлении данной меры, пошлина сохранится до 2031 года.
Согласно информации от ЕЭК, введение пошлины снизило долю китайских поставщиков на рынке ЕАЭС. Например, в период с июля 2024 по июнь 2025 года объем импорта из Китая сократился на 31%, а соотношение китайских поставок к общему объему производства уменьшилось на 24%. Тем не менее, производство листовых рессор на предприятиях ЕАЭС за данный период при росте спроса на 1% снизилось на 25%, рентабельность производства упала на 70%, а прибыль от реализации товаров - на 66%.
Анализ данных ЕЭК также показал, что цены на китайские рессоры с учетом пошлин с 2022 по 2025 год были ниже цен на российские аналоги. Демпинговая маржа поставщиков рессор из Китая составила 15,44%, что создает проблемы для внутренних производителей, указано в информации ЕЭК.
Ведущий аналитик агентства "Русмет" в области металлургии и металлургического сырья, Алексей Чижиков, отмечает, что объем производства рессор в 2025 году составил от 75 до 82 тысяч тонн в год. Существующий спрос автомобильной промышленности на рессоры и лифты равен 62-65 тысячам тонн в год, и по его словам, отечественные предприятия полностью покрывают внутренний спрос и имеют избыток производства. Однако в 2024-2025 годах загрузка предприятий находится на уровне 76-80% из-за конкуренции с китайскими поставщиками. После завершения модернизации Чусовской завод сможет выпускать до 100 тысяч тонн продукции в год, добавил аналитик.
Доля китайских рессор на российском рынке
По его мнению, в 2024 году в Россию было ввезено приблизительно 23 тысячи тонн листовых рессор, а за первые шесть месяцев 2025 года — 13,5 тысячи тонн. Производство из Китая составило 28–30%. Каждая тысяча тонн китайских рессор эквивалентна минус 1,2–1,3 тысячи тонн российского продукта, по расчетам господина Чижикова.
Эксперт по горно-металлургической отрасли Института экономики роста имени П. А. Столыпина Павел Гамов отмечает, что металлургия Китая получает значительную финансовую поддержку для экспорта, что при низких процентных ставках Центрального банка страны и доступе к дешевым кредитам создает возможности для демпинга. Средняя цена отпуска отечественного завода на заднюю 12-листовую рессору для КамАЗа в 2025 году составляет 78–84 тысячи рублей, в то время как китайский аналог той же мощности и нагрузки продается в России по 48–56 тысяч рублей, несмотря на действующую пошлину.
Производители транспортных средств считают пошлины излишними. «Конкурентное преимущество китайских рессор обусловлено эффектом масштаба, а не демпингом. Для увеличения привлекательности российских рессор ключевым будет повышение баллов за локализацию этого компонента»,— отмечает собеседник в автопроме. Он добавляет, что существующие десять баллов не оправдывают расходы на переход на отечественный аналог. По его словам, китайские поставщики листовых рессор предлагают разумные цены. Проблема заключается в том, что из-за отсутствия конкуренции российские поставщики завышают цены, что приводит к подорожанию автомобилей. Устранение антидемпинговых пошлин стимулирует конкуренцию на рынке и мотивирует российских производителей повысить производственную эффективность, подчеркивает он.

