Развитие рынка онлайн-торговли
Прогнозы Интернет-Продаж на Ближайшие Годы
В 2025 году прогнозируется, что объем интернет-продаж вырастет на 29% до 14,2 трлн рублей по сравнению с предыдущим годом. Количество заказов также продолжит свою тенденцию увеличения и может увеличиться на 40% к концу года - до 10,8 млрд штук.
В то же время аналитики отмечают степенное замедление темпов роста в сравнении с прошлым годом, что будет сохраняться и в дальнейшие периоды из-за эффекта высокой базы, сформированного в предыдущие годы.
Так, в 2024 году объем онлайн-продаж составил 11 трлн рублей (+39% год к году), а количество заказов увеличилось до 7,7 млн штук (+48% год к году). Доля интернет-ритейла в общем объеме розничной торговли в 2024 году составила 20% (+4 процентных пункта). В планах на ближайшие годы доля интернет-торговли будет продолжать расти, однако со временем темпы увеличения будут снижаться в связи с замедлением роста всего рынка интернет-торговли.
Поскольку увеличение количества заказов опережает рост объема продаж, средний чек показал снижение на 7% до 1 430 рублей. Это обусловлено постоянным ростом рутины в интернет-ритейле: потребители заказывают чаще, но на меньшие суммы. Снижение среднего чека будет продолжаться, но на более медленном уровне, в первую очередь из-за увеличения цен.
Однако в некоторых сегментах отрасли динамика среднего чека различна. Например, в сегментах продуктов питания, бытовой техники и электроники средний чек увеличился на 10% и 24% соответственно. Это объясняется тем, что продукты питания становятся все более дорогими, а ритейлеры, стремясь оптимизировать расходы в условиях роста логистических издержек, вводят минимальные суммы заказа и повышают стоимость доставки. Увеличение среднего чека в бытовой технике и электронике связано с повышением их стоимости из-за санкций, колебаний валют и логистических издержек.
"Интернет-торговля продолжает расширяться в России. Несмотря на снижение темпов роста, потенциал для дальнейшего развития остается значительным", - отмечает Евгений Бумагин, член совета директоров и руководитель департамента по работе со складами и производством в компании.
Сегодня рынок интернет-торговли сталкивается с увеличением конкуренции среди онлайн-операторов, ростом количества продавцов на платформах и борьбой за лояльность потребителей к брендам, отмечают специалисты. Ритейлеры активно инвестируют в развитие своих собственных товарных марок и переходят на прямые закупки определенных товарных категорий для сокращения зависимости от посредников, увеличения прибыльности и укрепления своих позиций на фоне растущих требований потребителей к качеству и уникальности предложений.