Результаты региональных испытаний дронов
Самарская область выделяется среди регионов, где проводятся дроновые испытания: почти все полеты – 92% из 44 тыс., совершенных с начала года, пришлись именно на нее. Будущие субсидии отраслей могут зависеть от результатов этих экспериментов. Но сторонники утверждают, что некоторые изготовители могут завышать свои показатели, проводя лишь короткие вылеты. Лидер по числу полетов в рамках экспериментов в Самарской области, проект "Транспорт будущего", считает, что другие регионы могут не соблюдать уже простые правила, что может влиять на их результаты.
С начала 2025 года в рамках десяти экспериментальных режимов в 24 регионах было совершено 48 тыс. полетов, и более 92% из них пришлось на Самарскую область. Эту информацию представили на сентябрьском заседании Госсовета по промышленности в Минэкономики. Одной из ключевых участвующих организаций в эксперименте является "Консорциум БАС", а основным производителем – проект "Транспорт будущего". В сентябре компания сообщила о проведении более 40 тыс. полетов в течение восьми месяцев в регионе.
По словам представителей Минэкономики, на заседании Госсовета были представлены данные только за первое полугодие, за которое было совершено более 44 тыс. полетов. В Самарской области было зафиксировано около 32,5 тыс. полетов (74%), включая полеты для тренировок, проверки связи, тестирования трекеров и программного обеспечения, что, по их мнению, подтверждает их лидерство среди прочих экспериментов этого типа.
Несколько источников выражают мнение, что на самом деле в Самарской области могло быть совершено лишь 2-3 тыс. полетов, если учесть сезонные особенности сельского хозяйства. Еще около 500 полетов, по их мнению, было проведено в рамках эксперимента "Аэрологистика" на Сахалине. В других регионах, по данным источников, полеты были единичными. Глава ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев подтверждает это мнение. По его расчетам, чтобы выполнить более 40 тыс. полетов в течение восьми месяцев, ежедневно должны работать почти 3 тыс. агродронов минимум 8 часов без перерыва, и если Самарской области удалось добиться этого, то это весьма внушительный результат.
Собеседники заявляют, что некоторые производители специально завышают свои результаты. Исходя из заявленного числа, в Самарской области в среднем каждый полет занимал менее минуты, отмечают эксперты.
Участники отмечают, что гонка за результатами проводится в стремлении регионов заработать максимальное количество баллов в рейтинге дронификации, который станет обязательным с 2026 года для всех регионов. Показатели будут использоваться при оценке эффективности губернаторов в выполнении задач национального проекта по беспилотной авиации при распределении государственной поддержки.
Эффективность и результаты испытаний в области беспилотной авиации
Директор компании "Транспорт будущего" Юрий Козаренко подчеркивает важность организации процессов и ясности правил в сфере беспилотных полетов для достижения успешных результатов в рамках экспериментальной программы развития. Он отмечает, что для достижения целей программы необходимо успешно завершить каждое задание, включающее как рабочие, так и тестовые полеты, которые служат целям программы развития.
"Наша компания использует летно-испытательный комплекс, проводя испытания не только в контролируемых условиях, но и в реальных ситуациях: каждый полет это одновременно и план эксперимента, и выполняемые функции, такие как проверка систем управления полетами", - добавляет он. Господин Козаренко подчеркивает, что в каждом тесте принимают участие пилоты, технические специалисты и оборудование. Кроме того, компания предоставляет клиентам информацию от трекеров, позволяя им видеть работу беспилотных летательных аппаратов. В отличие от некоторых других регионов, где участники программы не желают следовать уже упрощенным правилам, результаты которых могут быть объяснены их плохим выполнением, по мнению Юрия Козаренко.
Коммерческий директор "Лаборатории будущего" Павел Камнев называет программу развития в области беспилотной авиации "Аэрологистика 2.0", организованную НТИ с участием "Почты России" на территории Югры и Ханты-Мансийска, наиболее эффективной, несмотря на некоторые не так впечатляющие результаты. "Нет рекордной отчетности в рамках программы из-за того, что клиенты тестируют тяжелые беспилотники массой от 30 кг, претендуя на безопасные и эффективные полеты в сложных погодных условиях и на дальности более 70 км", - поясняет он. По мнению господина Камнева, беспилотные аппараты в сфере сельского хозяйства не нуждаются в программе развития, так как они могут выполнять свои функции безопасно в сельскохозяйственных угодьях. В "Почте России" сообщили, что пока не готовы представить окончательные результаты проведенного эксперимента.
Регуляторный анализ процесса
В Министерстве экономического развития сообщили, что запланированный показатель по авиаперелетам установлен не во всех экономических партнерских районах, а лишь в 12 регионах, где проводится эксперимент с использованием беспилотных летательных аппаратов, учитывается результат по площади обработанных сельскохозяйственных угодий. В департаменте "Транспорт будущего" уточнили, что с начала лета было обработано 170 тысяч гектаров.
Отсутствие перелетов в некоторых районах или низкие показатели объясняются, в том числе, недостаточным количеством летательных аппаратов, устойчивых к суровым климатическим условиям (к примеру, в Чукотском и Камчатском регионах), а также отсутствием заказчиков на предоставление услуг, сообщили в Министерстве экономического развития. Они добавили, что вместе с экономическими партнерами стараются найти пути решения возникших трудностей и проводят работы по настройке текущих экономических партнерских районов "в части расширения территорий и возможностей".
Упрощение процедуры сертификации авиатехники и требований к операторам агродронов
В недавней презентации министерство предложило упростить процесс и сократить время получения сертификата для авиаработ и доставки грузов, а также уменьшить медицинские требования к операторам агродронов. Глеб Бабинцев предлагает проводить подготовку операторов агродронов в обычных учебных заведениях, а не в авиацентрах с длительным обучением. Минтранс сообщил, что предложения Минэкономики уже учтены в разработанном с Минсельхозом плане.
В Росавиации подчеркнули, что цель всех десяти экспериментальных проектов заключается в улучшении регулирования, а также повышении качества и доступности услуг. По мнению Росавиации, количество полетов в каждом проекте не является показателем эффективности.
Эксперт отмечает, что у глав регионов нет профильных знаний, но есть влияние, что в условиях активного обсуждения темы беспилотников приводит к ненужной гонке за показателями, что может быть ошибочным. Он соглашается с Глебом Бабинцевым в том, что необходимы проекты, где будут тестироваться технологии и правила совместных полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов. Росавиация пока избегает таких проектов, что, по мнению г-на Бабинцева, препятствует преодолению основного барьера в авиации.