Ассоциация просит сдвинуть сроки маркировки
Проблемы внедрения маркировки для чайно-кофейной отрасли
В письме, в частности, говорится о "беспрецедентно сжатых сроках эксперимента" по маркировке чая, кофе и какао, который сейчас проходит. Если для многих других отраслей он длился от полугода, для чайно-кофейной отрасли эксперимент ограничен только тремя месяцами, пояснил глава ассоциации Рамаз Чантурия. При этом сроки поставки оборудования для маркировки составляет 3-6 месяцев, а его еще надо наладить. К тому же у чайно-кофейной отрасли одна из самых больших вариаций упаковки (и, соответственно, производственных линий) в пищевой промышленности. Помимо этого, в отличие от многих других отраслей пищевой промышленности, предприятия по производству чая и кофе не имеют возможности воспользоваться льготными кредитами, так как работают на импортном сырье. А поскольку расходы на маркировку не были заложены в бюджеты компаний на 2025 год, предприятия вынуждены будут брать кредиты на оборудование для маркировки по коммерческим ставкам, которые в силу высокой ключевой ставки стоят запредельно дорого.
Также в числе проблем при введении маркировки в письме указывается высокая скорость некоторых производственных линий, создающая проблемы со стабилизацией упаковок и нанесением кодов без остановки или замедления производства, что повышает риск падения производительности на 10-20%; необходимость изменения дизайна упаковки - до 450 SKU (наименований товара) у крупных операторов, что занимает от 6 месяцев до 1 года.
В ассоциации подсчитывают, что прямые затраты крупного оператора на внедрение маркировки составят в среднем от 100 млн рублей на стартовые инвестиции (оборудование, ПО) до примерно 1 млрд рублей на полный цикл подготовки к маркировке. Также потребуются существенные вложения в модернизацию ИТ-инфраструктуры для прокладки компьютерных сетей в производственных помещениях и на складах.
Кроме того, по мнению участников рынка, нужно скорректировать перечень продукции, на который распространяется обязательная маркировка. Сейчас из обязательной маркировки растворимых завариваемых напитков исключены лишь мелко-порционные кофейные напитки (2в1/3в1) весом до 18 г. В то же время под маркировку попадают такие же напитки (2в1/3в1) и другая продукция весом до 30 г (в том числе чайные пакетики в индивидуальных саше, как правило, весом от 1 до 3 г, а также дрип-пакеты с кофе весом от 8 до 14 г).
"Формирование неравных условий конкуренции может серьезно дестабилизировать целый сегмент рынка мелко-порционной продукции, ориентированный прежде всего на социально-незащищенные слои населения", - говорится в письме.
Предприятия отрасли выступают за введение маркировки, понимают ее смысл и вместе с Минпромторгом и Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) готовы решать возникшие трудности, подчеркивает Чантурия.
Однако, чтобы нивелировать риски дестабилизации чайно-кофейного рынка, ассоциация просит продлить срок проведения эксперимента до 31 декабря 2025 года. А введение обязательной маркировки сдвинуть на пять месяцев: для какао - с 1 декабря 2025 года на 1 апреля 2026 года, для чая - с 1 апреля на 1 сентября 2026 года, для кофе - с 1 июня на 1 ноября 2026 года. Помимо этого, ассоциация просит вводить маркировку поэтапно для разной упаковки - так предприятиям удастся наиболее плавно войти в процесс маркировки. Также "Росчайкофе" предлагает исключить из обязательной маркировки все мелко-порционные виды упаковки весом менее 30 г.
Это позволит принять "справедливое и взвешенное решение по результатам эксперимента, обеспечив планомерное, бесшовное и эффективное внедрение маркировки в чайно-кофейной индустрии", говорится в письме.
Между тем, в Минпромторге заявили, что маркировка уже введена в отношении 31 товарной группы и доказала свою эффективность в борьбе с незаконным оборотом продукции. Решение о поэтапном введении обязательной маркировки завариваемых напитков, начиная с 1 сентября 2025 года, принято правительством по поручению президента России. В рамках эксперимента "найдены оптимальные технические решения, необходимые для внедрения процессов маркировки". Кроме того, в ходе эксперимента оценили возможности нанесения средств идентификации на различные типы потребительской упаковки. Проведенные тесты показали, что размеры упаковки, содержащей более 18 г, позволяют наносить средство идентификации с соблюдением требований к качеству для их считывания.
По оценке министерства, введение обязательной маркировки уже позволило "обелить" рынки упакованной воды - на 78%, а молочной продукции - на 24% в 2024 году по сравнению с 2022 годом.
Прогнозирование роста цен на товары после введения маркировки
"Учитывая опыт внедрения обязательной маркировки на другие группы товаров, значительного повышения цен на данную продукцию в связи с введением маркировки не прогнозируется", - сообщили в Минпромторге.