Производители сокращают размер упаковки
Уменьшение веса упаковок: новый тренд в экономике
Если в 2023-2024 годах шринкфляция постепенно ослабевала, с конца 2024 года тренд уменьшения среднего веса упаковки снова начал нарастать. Динамика среднего веса упаковки за второй квартал 2025 года составила минус 3% по отношению ко второму кварталу 2024-го.
"Бурный экономический рост закончился, началась новая экономическая реальность, и тренд развернулся в другую сторону - каждый квартал упаковки уменьшаются все больше и больше", - говорит директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Впрочем, меньшее веса в категории - это не всегда классическая шринкфляция, это может быть и вывод на рынок новых продуктов в категории изначально с меньшим весом. Например, так произошло в категории "готовая еда". Вырос спрос на перекусы, которые выпускают в меньшей упаковке. А в категории "шоколадные плитки" часть производителей перестала производить большие упаковки, поясняет Ардалионов.
Эксперты отмечают массовые случаи уменьшения фасовки в сливочном масле, шоколадных плитках, чае/кофе, кондитерских изделиях, снеках. Например, известная марка шоколадных батончиков стала выпускать одну вместо двух шоколадных палочек. Читатели зафиксировали уменьшение упаковок и в непродуктовых категориях - например, под видом новой упаковки средств для загара в продажу выводятся по сути те же продукты, но с уменьшенным на 30 граммов объемом. Шринкфляция была замечена даже в... бургерах. По утверждению читателей , котлеты в одной из известных сетей фастфуда резко "похудели".
С 2020 года порции в заведениях общепита действительно "потихонечку усыхают", говорит председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. Но он считает такую практику более рискованной, чем простое повышение цен на привычные порции. Себестоимость растет, и к этому потребители относятся с пониманием, а уменьшение порций за те же деньги воспринимается как обман - в этом случае потребитель просто перестает ходить в это заведение, поясняет Миронов.
Бутылки и банки быстро уменьшать в объемах сложно, так как надо оплачивать дорогостоящие пресс-формы и перенастраивать линии розлива. А вот в фастфуде это сделать проще - отсюда и заметное "похудение" бургера, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Шринкфляция затрагивает множество категорий товаров (даже недвижимость), но наиболее ярко она проявляется в тех сегментах, где себестоимость сырья составляет значительную часть цены конечного продукта, а также где потребитель наиболее чувствителен к изменению цены, поясняет доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко. Яркий пример - шоколад. Высокая зависимость от мировых цен на какао-бобы делает эту категорию одной из самых уязвимых.
По сути, шринкфляция - это скрытая форма инфляции, которая менее заметна для потребителя, чем прямое повышение цен, говорит Светлана Ильяшенко. По ее мнению, нарастание шринкфляции в 2025 году - следствие комплексного воздействия нескольких экономических факторов, ключевым из которых является рост производственных издержек. Производители сталкиваются с увеличением затрат на сырье, энергоносители, логистику и упаковку на 15-25%. Вместо того чтобы напрямую повышать цены и рисковать отпугнуть покупателей, чувствительных к цене, они идут на уменьшение объема, стараясь сохранить стабильность цен.
Росту шринкфляции, помимо оптимизации роста инфляционных издержек, способствуют также усиление сберегательных настроений на фоне высоких ставок по вкладам и тренд на изменение потребительских привычек: растет сегмент покупателей, которые выбирают упаковки меньшего размера, чтобы можно было сразу съесть или использовать продукт, не храня и не выбрасывая остатки, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.
Заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов называет и другие причины усиливающейся шринкфляции. "Времена, когда население закупало продукты объемными партиями впрок, давно прошли. Растет количество домохозяйств, состоящих из одного человека. Также речь идет о тренде урбанизации. Покупатели чаще ходят в магазин, заказывают продукты, но покупают меньше. Чаще всего речь идет о закупке продуктов на один-два приема пищи: обед или ужин. Для этого небольшой упаковки достаточно", - поясняет он.
Принципиальное информирование покупателей
Существующее законодательство требует от изготовителей указывать точную информацию о количестве товара на этикетке. Важно, чтобы вес был виден на упаковке в большом шрифте. Покупатель всегда должен знать, сколько товара он покупает. Эти меры считает достаточными Леонов.
"Действующее законодательство успешно регулирует информирование покупателей о товаре, включая его вес и объем - эти данные четко указываются на упаковке и ценниках магазинов," - согласен Богданов.
Он отмечает, что крупные торговые сети предлагают разнообразные упаковки, чтобы удовлетворить разные предпочтения покупателей по объему и цене. Информация о весе и размерах товаров всегда корректно отображается на ценниках.
В России действует стандарт ГОСТ, устанавливающий рекомендуемые веса и объемы для основных продуктов (масло, сахар, крупы и др.), напоминает Ильяшенко. Производители могут не следовать этим стандартам, но без них они не могут использовать знак ГОСТ, что важно для некоторых брендов. Эксперт считает, что эффективным решением будет указание цены за единицу веса/объема, чтобы покупатели могли сравнивать продукты.
Союз потребителей пытался внести такое правило в договор розничной покупки и продажи, говорит председатель Петр Шелищ. "Это позволит потребителям сразу определить, какой продукт выгоднее, и упаковочные хитрости потеряют смысл", - объясняет он. Однако это предложение не поддержали ведомства и торговля.
Аргументировали, что пересчет веса/объема товара потребует больших затрат, что приведет к увеличению цен.