Падение производства коньяка в России
Производство алкогольного товара в России в период с января по апрель 2025 года сократилось на 58%, до 1,28 млн дал, соответственно, снизился объем коньяка на 22%, до 1,96 млн дал. Причиной этому стали рост цен, наличие запасов и антиалкогольные кампании в регионах.
У лидеров отрасли также произошли значительные уменьшения выпуска продукции. Например, «Усовские винно-коньячные подвалы» сократили выпуск на 55%, «Алвиса» - на 27%, а иные компании также заметно снизили объем производства. Некоторые же, как «Татспиртпром» и Крымская водочная компания, увеличили производство.
Рост акцизов, ограничения продаж и импорт сырья из-за отсутствия возможностей для его замены внутри страны привели к ухудшению ситуации. Как утверждает эксперт Александр Гревцов, то большая часть производимого коньяка в России происходит из за пределов страны.
Рынок коньяка: анализ и прогнозы
Согласно данным индустрии алкоголя, коньяк российского производства сохраняет лидирующие позиции в структуре продаж, составляя 64,56% с января по апрель 2025 года. Результаты также показывают, что Армения занимает второе место с долей в 21,57%, в то время как Грузия на третьем месте с 11,18%.
Генеральный директор компании "Фанагория", производителя брендов Hors d’Age, Sanctum и "Фанагория Гранд", Петр Романишин сообщил о снижении объемов продаж коньяка на 10% по сравнению с предыдущим годом. Он связывает эту динамику с ростом минимальной розничной цены на крепкий алкоголь. Аналогичные тенденции наблюдаются и у Luding Group, дистрибьютора брендов "Арарат", "Полугар" и "Чайковский". Александр Афонин, директор по маркетингу компании, подтвердил падение продаж коньяка в первом квартале 2025 года в связи с увеличением цен.
Президент компании Ladoga, специализирующейся на дистрибуции французских коньяков Roullet, Favraud и Hardy, Вениамин Грабар обратил внимание на то, что спрос на водку падает медленее, чем на коньяк и бренди. Новым трендом на рынке стала покупка алкоголя меньшими объемами в целях экономии, что влияет на выбор потребителей в пользу рома и виски вместо коньяка.
Эксперты также указывают на общий тренд среди молодежи, переходящей на здоровый образ жизни и отказывающейся от крепких спиртных напитков в пользу пива или сидра. В таких условиях некоторые специалисты прогнозируют дальнейшее снижение спроса на коньяк, в то время как другие надеются на восстановление рынка после привыкания потребителей к новым ценам.