Производство и продажи шин: текущая ситуация
Производство автомобильных шин во втором квартале продолжает снижаться, достигая исторического минимума в июне. Это связано с уменьшением продаж новых машин и стремлением потребителей экономить. Однако в третьем квартале ожидается увеличение спроса, по мнению экспертов.
Согласно отчету ЦРПТ, производство автомобильных шин в России сократилось на 18,9% по сравнению с прошлым годом, составив 7,39 миллиона штук. В сравнении с первым кварталом также отмечается отрицательная динамика на 10,5%. Объемы выпуска шин в июне достигли минимума с начала 2024 года.
Компании в отрасли вынуждены изменять производственные программы из-за низкого спроса и избыточного предложения на рынке. Генеральный директор "Кордианта" Вадим Володин отмечает, что ожидается снижение продаж в зимний сезон из-за уменьшения объема продаж новых автомобилей. Эксперты предполагают, что потребители переносят замену резины из-за переменчивой погоды этой весной.
Прогнозы автопроизводителей о переходе на сокращенный рабочий график также влияют на корректировку планов по производству шин. Возможное введение четырехдневной недели работы рассматривает, например, АвтоВАЗ. Высокая ключевая ставка также приводит к экономии со стороны такси и каршеринга. Некоторые владельцы автомобилей решают не расширять свой автопарк, а другие переходят на более доступные китайские шины, чтобы снизить расходы на техническое обслуживание.
Производство и продажи шин в России: анализ второго квартала
Во второй четверти производители традиционно фокусируются на зимних шинах, подчеркивает Максим Кадаков. По информации ЦРПТ, выпуск нешипованных зимних шин во второй квартал упал на 26,6% по сравнению с прошлым годом, составив 1,11 миллиона штук, всесезонных - на 27,3%, до 210 тысяч штук, летних - на 40%, до 1,64 миллиона, других категорий - на 3,8%, до 4,43 миллиона штук.
Розничные продажи легковых шин в России во втором квартале снизились на 14,6% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом, составив 32,06 миллиарда рублей. Тем не менее, по сравнению с первым кварталом, показатель увеличился на 35,4%.
По словам источника, скорее всего, дилеры предоставляли существенные скидки на шины для разгрузки складов. Средневзвешенные цены на легковые шины во втором квартале снизились на 4,3% квартал к кварталу, достигнув уровня в 6,77 тысяч рублей. Это на 13,6% выше, чем год назад. Согласно отчету Ikon Tyres, общий объем рынка легковых шин сократился на почти 14% в первом полугодии, в то время как продажи компании увеличились на 1,2%.
Импорт продолжает оказывать давление на отечественный рынок, отмечает Максим Кадаков. Зарубежные поставки легковых шин во втором квартале увеличились на 11% по сравнению с прошлым годом, достигнув отметки в 5,4 миллионов штук. Однако по сравнению с первым кварталом отмечается снижение на 26%.
Эксперты и участники рынка оценивают перспективы производства в текущем третьем квартале скорее как пессимистичные. По прогнозу Максима Кадакова, объем выпуска останется на уровне второго квартала как лучший сценарий. Вадим Володин прогнозирует дальнейшее снижение производства. С учетом наступления зимнего сезона в третьем квартале, спрос ожидается более высоким, чем во втором, но все равно покажет значительное уменьшение по сравнению с прошлым годом, подчеркивает топ-менеджер.