Поддержка угольной отрасли: меры Владимира Путина
Президент России одобрил предложения по поддержке угольной промышленности, включая льготы для компаний и специальные условия финансовой стабилизации. Меры не направлены на восстановление экспорта угля, однако помогут удержать поставки наиболее прибыльных марок, утверждают эксперты.
Исполнительный вице-премьер Александр Новак получил одобрение от президента на введение мер поддержки угольной отрасли. Эти предложения были рассмотрены с премьером Михаилом Мишустиным и одобрены правительством Хакасии и ФАС.
Несмотря на предпринятые шаги, финансовое положение угольных предприятий продолжает ухудшаться. Планируются меры по реструктуризации и оздоровлению отрасли на основе ВЭБ.РФ. Некоторым компаниям будет предоставлена отсрочка по уплате налогов, а также возможность продления этого срока.
ОАО РЖД должно заключить соглашения с угольными компаниями по гарантированному экспорту. Также планируется скидка на перевозку угля в различные регионы и компенсация льгот, предоставленных монополии. Планируется обсудить отмену импортных пошлин на российский уголь для Китая и Индии.
Воздерживаются от комментариев
В ОАО РЖД тему не обсуждают. В Минэнерго и Минфине не отвечают.
АЦ ТЭК оценивал расходы ОАО РЖД на возврат снижающих коэффициентов на 2025 год, но только на северо-западном и южном направлениях, в 84 млрд рублей. ОАО РЖД в 2024 году, выражая противоположное мнение о возврате снижающих коэффициентов, заявляло о потерях в 295 млрд рублей в год с учетом кредитного рычага (т.е. потенциала заимствования, что значительно увеличивает сумму). Влияние скидки в 12,8% на северо-западе и юге по оценкам АЦ ТЭК составляло 200 рублей на тонну.
В угольных компаниях по-разному отнеслись к указанным мерам. Представитель в крупном экспортере угля отмечает, что стратегическое сотрудничество с Китаем и Индией в сфере практически невозможно, потому что КНР требует соглашения о свободной торговле в обмен на отмену пошлины на уголь из РФ. ОАО РЖД, по мнению источника, предоставляет перевозочные мощности, опираясь на мощности перегрузки в портах, принадлежащих угледобывающим компаниям. "В результате у нас есть излишние вложения в порты, которые загружены хорошо, если в 60%", — отмечает он.
В "Сибантраците" отмечают, что восстановление экспорта самого распространенного сегмента — энергетических углей — меры не обеспечат, но создают надежду на рост объемов и эффективности экспорта наиболее прибыльных марок. Как объясняют в компании, "Сибантрацит" сможет значительно уменьшить убытки при отгрузке через западные порты и получить небольшую прибыль при поставках через порты Дальнего Востока. В общем, говорят в компании, это позволит достичь "хотя бы нулевой рентабельности" при крепком рубле и низких мировых ценах, а при возможном укреплении курса доллара в июне — получить "небольшую прибыль" по всем направлениям. Однако, подчеркивают в компании, только при сохранении текущих тарифов всех участников логистических процессов.
Директор Центра ценовых индексов Грачев отмечает, что с начала 2025 года экспортная цена на энергетический уголь из РФ упала на 18%, а нетбэк — на 80–90%. По его мнению, железнодорожные расходы по восточному направлению увеличились на $10 за тонну и достигли около 75% от текущей цены на уголь 6 тыс. ккал на 1 кг по базису FOB Дальний Восток.
По прогнозу заместителя директора ИПЕМ Савчука, перевозки угля по базовому сценарию в 2025 году могут снизиться на 2% в основном из-за внутренних, с последующим ростом в 2026–2027 годах. В результате возврата снижающих коэффициентов и скидки на период с июня по декабрь можно ожидать дополнительной загрузки 3–5 млн тонн угля на северо-запад и 5–7 млн тонн на юг при условии отсутствия ограничений ОАО РЖД на удовлетворение запросов угольщиков, подсчитал господин Савчук.
Устойчивость отрасли в условиях изменений
Возвращение скидок, по мнению специалиста, может способствовать увеличению прибыльности работы с полувагонами за счет роста тарифов на экспорт. Владимир Савчук отмечает, что 2025 год оказался для перевозчиков "особым", так как они больше не получали от заказчиков премию за перевозку в инновационных вагонах, которая ранее была на 10% дороже, чем в обычных. Согласно прогнозу Института проблем экспорта нефти и газа, тарифы на полувагоны в 2025 году останутся на низком уровне, но к концу 2026 года могут вернуться к уровню 2024 года. "Регуляторам следует контролировать тарифы на предоставление вагонов для экспорта угля, чтобы скидки от ОАО РЖД не увеличили тарифы перевозчиков", — подчеркивает г-н Савчук.
Партнер NEFT Research по консультациям Александр Котов указывает, что, несмотря на принятые меры, без увеличения цен минимум на 30% от сегодняшних отрасль будет продолжать балансировать на грани прибыльности, а объем экспорта, вероятно, не превысит 200 млн тонн, особенно учитывая замедление темпов роста китайской экономики. "Возможно, что цель программы состоит в поддержке отрасли для переживания трудного периода с низкими ценами", — считает эксперт из Института энергетики и финансов Александр Титов.
Полина Трифонова, Наталья Скорлыгина