Путин одобрил поддержку угольной отрасли: отсрочки налогов и льготы на перевозку

Новости
03
Рефинанс

Поддержка угольной отрасли: меры Владимира Путина

Президент России одобрил предложения по поддержке угольной промышленности, включая льготы для компаний и специальные условия финансовой стабилизации. Меры не направлены на восстановление экспорта угля, однако помогут удержать поставки наиболее прибыльных марок, утверждают эксперты.

Исполнительный вице-премьер Александр Новак получил одобрение от президента на введение мер поддержки угольной отрасли. Эти предложения были рассмотрены с премьером Михаилом Мишустиным и одобрены правительством Хакасии и ФАС.

Несмотря на предпринятые шаги, финансовое положение угольных предприятий продолжает ухудшаться. Планируются меры по реструктуризации и оздоровлению отрасли на основе ВЭБ.РФ. Некоторым компаниям будет предоставлена отсрочка по уплате налогов, а также возможность продления этого срока.

ОАО РЖД должно заключить соглашения с угольными компаниями по гарантированному экспорту. Также планируется скидка на перевозку угля в различные регионы и компенсация льгот, предоставленных монополии. Планируется обсудить отмену импортных пошлин на российский уголь для Китая и Индии.

Воздерживаются от комментариев

В ОАО РЖД тему не обсуждают. В Минэнерго и Минфине не отвечают.

АЦ ТЭК оценивал расходы ОАО РЖД на возврат снижающих коэффициентов на 2025 год, но только на северо-западном и южном направлениях, в 84 млрд рублей. ОАО РЖД в 2024 году, выражая противоположное мнение о возврате снижающих коэффициентов, заявляло о потерях в 295 млрд рублей в год с учетом кредитного рычага (т.е. потенциала заимствования, что значительно увеличивает сумму). Влияние скидки в 12,8% на северо-западе и юге по оценкам АЦ ТЭК составляло 200 рублей на тонну.

В угольных компаниях по-разному отнеслись к указанным мерам. Представитель в крупном экспортере угля отмечает, что стратегическое сотрудничество с Китаем и Индией в сфере практически невозможно, потому что КНР требует соглашения о свободной торговле в обмен на отмену пошлины на уголь из РФ. ОАО РЖД, по мнению источника, предоставляет перевозочные мощности, опираясь на мощности перегрузки в портах, принадлежащих угледобывающим компаниям. "В результате у нас есть излишние вложения в порты, которые загружены хорошо, если в 60%", — отмечает он.

В "Сибантраците" отмечают, что восстановление экспорта самого распространенного сегмента — энергетических углей — меры не обеспечат, но создают надежду на рост объемов и эффективности экспорта наиболее прибыльных марок. Как объясняют в компании, "Сибантрацит" сможет значительно уменьшить убытки при отгрузке через западные порты и получить небольшую прибыль при поставках через порты Дальнего Востока. В общем, говорят в компании, это позволит достичь "хотя бы нулевой рентабельности" при крепком рубле и низких мировых ценах, а при возможном укреплении курса доллара в июне — получить "небольшую прибыль" по всем направлениям. Однако, подчеркивают в компании, только при сохранении текущих тарифов всех участников логистических процессов.

Директор Центра ценовых индексов Грачев отмечает, что с начала 2025 года экспортная цена на энергетический уголь из РФ упала на 18%, а нетбэк — на 80–90%. По его мнению, железнодорожные расходы по восточному направлению увеличились на $10 за тонну и достигли около 75% от текущей цены на уголь 6 тыс. ккал на 1 кг по базису FOB Дальний Восток.

По прогнозу заместителя директора ИПЕМ Савчука, перевозки угля по базовому сценарию в 2025 году могут снизиться на 2% в основном из-за внутренних, с последующим ростом в 2026–2027 годах. В результате возврата снижающих коэффициентов и скидки на период с июня по декабрь можно ожидать дополнительной загрузки 3–5 млн тонн угля на северо-запад и 5–7 млн тонн на юг при условии отсутствия ограничений ОАО РЖД на удовлетворение запросов угольщиков, подсчитал господин Савчук.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без отказа
Хочу кредит

Устойчивость отрасли в условиях изменений

Возвращение скидок, по мнению специалиста, может способствовать увеличению прибыльности работы с полувагонами за счет роста тарифов на экспорт. Владимир Савчук отмечает, что 2025 год оказался для перевозчиков "особым", так как они больше не получали от заказчиков премию за перевозку в инновационных вагонах, которая ранее была на 10% дороже, чем в обычных. Согласно прогнозу Института проблем экспорта нефти и газа, тарифы на полувагоны в 2025 году останутся на низком уровне, но к концу 2026 года могут вернуться к уровню 2024 года. "Регуляторам следует контролировать тарифы на предоставление вагонов для экспорта угля, чтобы скидки от ОАО РЖД не увеличили тарифы перевозчиков", — подчеркивает г-н Савчук.

Партнер NEFT Research по консультациям Александр Котов указывает, что, несмотря на принятые меры, без увеличения цен минимум на 30% от сегодняшних отрасль будет продолжать балансировать на грани прибыльности, а объем экспорта, вероятно, не превысит 200 млн тонн, особенно учитывая замедление темпов роста китайской экономики. "Возможно, что цель программы состоит в поддержке отрасли для переживания трудного периода с низкими ценами", — считает эксперт из Института энергетики и финансов Александр Титов.

Полина Трифонова, Наталья Скорлыгина

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Спецпромсервис под управлением ЛУКОЙЛ увеличила выручку в 600 раз, достигнув 20 млрд рублей
Новости
Спецпромсервис под управлением ЛУКОЙЛ увеличила выручку в 600 раз, достигнув 20 млрд рублей
ЛУКОЙЛ наращивает мощности через новую компанию Нефтесервисная компания Спецпромсервис, частично принадлежащая ЛУКОЙЛу, значительно увеличила выручку, достигнув 20 млрд рублей благодаря инвестициям. Эксперты отмечают, что внутренний сервис способствует более эффективному управлению и оперативному старту работ.
14 мая
03
Треть российской молодежи стремится к частой смене работы ради опыта и поиска идеальной должности — ВЦИОМ
Новости
Треть российской молодежи стремится к частой смене работы ради опыта и поиска идеальной должности — ВЦИОМ
Молодежь стремится к переменам в трудовой сфере: исследование. Согласно докладу ВЦИОМ, треть молодых работников изначально планируют часто менять места работы, стремясь к разнообразному опыту и поиску идеальной позиции. Исследование охватило 1,6 тысячи россиян, включая старшекурсников и выпускников вузов и колледжей.
14 мая
01
Эксперты: Разногласия в оценке экономики могут стимулировать рост в условиях неопределенности
Новости
Эксперты: Разногласия в оценке экономики могут стимулировать рост в условиях неопределенности
Исследование группы ученых из Великобритании и Испании, опубликованное Центром экономических исследований, показывает, что экономическая неопределенность не всегда ведет к рецессии. При отсутствии консенсуса о состоянии экономики деловая активность может поддерживаться оптимистично настроенными потребителями, что способствует экономическому росту. Напротив, единое мнение о негативном состоянии экономики может привести к спаду спроса и снижению инвестиций, вызывая рецессию.
14 мая
01