Продуктовые ритейлеры экспериментируют с новыми форматами магазинов
Из-за недостатка персонала и роста арендной платы продуктовые магазины ищут способы сократить расходы. Например, сеть «Пятерочка» запускает магазины без кассиров, где покупатель сможет оформить заказ через QR-код за семь минут. Ранее подобные эксперименты проводились компаниями «Глобус» и «Вкусвилл».
25 июня X5 Group представила первый магазин в новом формате «фиджитал» для сети «Пятерочка». Площадь магазинов составляет примерно 215 кв. м и не имеет обычных касс. Посетители могут оформить заказ через QR-код или приложение X5 Group.
По словам представителей X5, заказ будет готов через семь минут.
Новый формат также позволит использовать более эффективно площадь магазинов, выделяя больше места под складскую зону. В отличие от обычных магазинов «Пятерочка», где 70% площади закрывает торговый зал, в «фиджитал»-магазинах этот показатель составит 30%, что позволит увеличить пространство для кафе и расширить ассортимент на 15%.
Этот проект поможет решить проблему с недостатком персонала, считает Ольга Сумишевская из компании One Story. Сотрудники магазина будут заниматься как сборкой продуктов для доставки, так и выдачей заказов сервиса 5post. Но полное отсутствие персонала в торговом зале невозможно из-за необходимости выкладывать товары и проверять возраст покупателя.
Предполагается, что новые магазины будут открываться с нуля, а не конвертироваться из уже существующих помещений. Согласно Ольге Сумишевской, для успешного запуска любого нового формата требуется от трех месяцев до полугода.
Развитие магазинов без продавцов
Товарные ритейлеры снова экспериментируют с проектами без персонала в 2022 году.
В текущем году "Вкусвилл" запускал круглосуточные магазины, где покупатели могли оплатить товары через кассу самообслуживания по QR-коду. В настоящее время часть магазинов также функционирует по этой схеме, но только в ночное время.
В 2016 году сеть супермаркетов "Глобус" апробировала концепцию платформы для самостоятельного сканирования товаров Scan & Go, где клиенты могли сканировать и упаковывать продукцию сами, обходя кассиров. Это позволяло им значительно сократить время, пропуская этап выкладки товара на кассу и ожидание в очереди. Однако многие идеи так и остались на стадии тестирования, следует из отчета Ольги Сумишевской.
Тем не менее, в "фиджитал" магазинах "Пятерочка" в будущем планируется внедрить полностью автономную систему для покупателей, как заявил Михаил Ярцев. По мнению г-жи Сумишевской, после сканирования карты лояльности счет за покупку может быть списан прямо с привязанного счета в приложении, минуя кассы самообслуживания.