Стабильная стоимость доставки контейнеров устанавливает новый минимум
Стоимость перевозки 40-футового контейнера по маршруту Шанхай—Москва, несмотря на рост в октябре, остается на пятилетнем минимуме — $5,3 тыс., подсчитали в Центре ценовых индексов. Октябрьский подъем обеспечен локальными факторами, а традиционного предновогоднего увеличения импорта и цен не произошло. При этом ставки для РФ остаются премиальными, превышая тарифы на доставку из Китая в порты стран Прибалтики и Финляндии более чем вдвое.
В 2025 году стоимость доставки контейнера из Китая в Россию находится на пятилетнем минимуме. Об этом сообщил старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов на презентации запускаемого с 23 октября контейнерного индекса ЦЦИ. «Связано это с тем, что снизились объемы импорта из Китая и на рынке образовался профицит провозных мощностей,— рассказывает он,— как на железнодорожном, так и на морском фронте. Различные виды транспорта усилили межвидовую конкуренцию, все это привело к снижению цен на доставку контейнеров из КНР, и несколько раз в течение года обновлялся постпандемийный минимум».
ЦЦИ запускает контейнерный индекс с 23 октября. На 15 октября его значение составило $5305. Индекс отражает спотовые ставки на перевозку из Шанхая в Москву 40-футового контейнера, который принадлежит перевозчику, и учитывает морской фрахт, железнодорожную логистику, услуги терминалов в РФ, доставку автомобилем до склада получателя, пользование контейнером. На спот, отмечает директор ЦЦИ Роман Соколов, приходится около 85% импортных контейнерных перевозок.
Индекс базируется на ставках по четырем маршрутам: морем до Владивостока и железной дорогой в Москву, прямым железнодорожным маршрутом через Казахстан, Монголию или Забайкальск, а также deep sea (океанские маршруты) до Петербурга или Новороссийска с последующей автомобильной доставкой до Москвы. Сейчас удельный вес первых двух маршрутов в индексе составляет 44% и 43% соответственно, в то время как на маршруты deep sea приходится 10% и 3% соответственно. Роман Шагалов добавил, что весовые значения субиндексов пересматриваются раз в год и за счет возросшей популярности маршрута через Петербург его вес в 2025 году вырос по отношению к прошлому году.
В октябре, следует из графика, индекс перешел к небольшому росту. Однако в этом году, как ранее писал (см. от 24 сентября), ожидаемого сезонного увеличения импортного контейнеропотока, а следовательно, и ставок перед новогодними праздниками не произошло. «Сейчас склады затоварены, покупательная способность населения снизилась, импорт остается на невысоком уровне»,— отмечает господин Шагалов. Рост в октябре связан с независимыми факторами. Среди них — усиление таможенного контроля на границе Казахстана и Китая в отношении контейнеров, которые ввозятся в РФ, из-за чего ставки на контейнерные поезда выросли примерно на 10% месяц к месяцу (см. от 2 октября). На ставки также повлияло то, что один линейный перевозчик прекратил деятельность на Дальнем Востоке, взяв контейнеровоз на высоком рынке и не сумев расплатиться с судовладельцем на низком (речь идет о китайской STF Shipping, у которой в регионе работало три судна). «Финансовый спор двух юридических лиц привел в моменте к росту ставок на Дальнем Востоке»,— иллюстрирует хрупкость контейнерного рынка Роман Соколов. Но, по его мнению, влияние этой ситуации, как и аналогичных событий в прошлом, будет краткосрочным.
Тренд на снижение ставок на сервисах deep sea в октябре усилился, отмечает Роман Шагалов, однако из-за того, что больший вес присвоен маршрутам через Владивосток или прямому железнодорожному сообщению, контейнерный индекс подтянулся на 3% вверх и, возможно, продолжит расти во второй половине октября или начале ноября.
Пропускная способность железных дорог на Дальнем Востоке и ставки на морские перевозки
Согласно высказываниям Романа Соколова, важно следить за пропускной способностью железных дорог на Дальнем Востоке. Он утверждает, что скорость железнодорожного транспорта непосредственно влияет на ставки на морские перевозки в deep sea, которые сохраняют минимальные значения. Господин Соколов отмечает, что в этой ситуации высокие процентные ставки играют ключевую роль, делая скорость доставки одним из основных факторов. Поскольку многие импортеры используют заемные средства для проведения торговли, они готовы заплатить больше за быструю доставку.
Тем временем для перевозчиков российское направление остается предпочтительным. Например, по маршруту Шанхай—Петербург стоимость доставки составляет $3100 за контейнер объемом 20 футов и $4323 за 40-футовый контейнер. Эти цены значительно превышают аналогичные показатели для портов Прибалтики и Финляндии. На маршруте Шанхай—Котка стоимость доставки составляет $1300 и $1750 соответственно. На других маршрутах, таких как Шанхай—Клайпеда, Шанхай—Рига и Шанхай—Таллин, стоимость доставки также значительно ниже, чем на направлении в Петербург.

