Сокращение спроса на сливочное масло в России
Продажи сливочного масла в России сократились на 14,7% за январь—июль 2025 года из-за значительного увеличения цен на продукт — на 38%. Из-за этого часть потребителей переключилась на растительные заменители масла. Однако производители пока не сокращают объем производства.
Аналитическая компания «Нильсен» сообщила о снижении продаж сливочного масла в натуральном выражении на 14,7% за январь—июль 2025 года. Падение спроса выросло в 7 раз: в сравнении с январем—июлем 2024 года, когда оно составляло 2,1%. NTech также отметила снижение продаж на 9% за период с июля 2024 по июнь 2025 года.
Безусловное снижение спроса на сливочное масло за первую половину 2025 года отмечено в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко»), однако по их данным продажи постепенно восстанавливаются. Начальное падение спроса в 15–20% год к году уменьшилось до 4%.
По оценкам аналитиков NTech, резкий подъем цен является основной причиной снижения продаж масла. В начале сентября стоимость сливочного масла достигла 1,2 тыс. руб. за килограмм, увеличившись на 38% с начала 2024 года. Как отмечается в компании T-Pay, средний чек на покупку масла в январе—августе 2025 года составил 231 руб., увеличившись на 38% год к году.
Дмитрий Леонов из ассоциации «Руспродсоюз» подчеркивает, что расходы на производство сливочного масла значительно выросли из-за увеличения цен на сырое молоко — на 23,1% за год. Это повлияло на траты на складские услуги, логистику и другие ингредиенты. Подорожание масла наблюдается не только в России, но и в Белоруссии, откуда идут поставки продукции.
По мнению «Союзмолока», снижение рентабельности сухого обезжиренного молока могло оказать дополнительное давление на стоимость масла. Рентабельность производства сливочного масла в первой половине 2025 года выросла до 3,6%, увеличившись на 2,84 п.п. год к году.
Сливочное масло: причины сдержанного спроса
Однако высокая цена не единственное препятствие для продаж. В компании "Союзмолоко" считают, что в начале 2025 года потребители продолжили использовать запасы сливочного масла прошлого года. Еще одной причиной низкого спроса в объединении является общая тенденция потребителей к экономии.
По мнению председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислава Богданова, с ростом популярности здорового образа жизни, часть потребителей переходит на растительное масло. Данные компании "Нильсен" показывают, что продажи маргарина увеличились на 0,3% с января по июль по сравнению с прошлым годом. Также отмечается значительный рост импорта (см. от 5 сентября).
Генеральный директор "АБ-Центра" Алексей Плугов сообщает, что производство сливочного масла в России в январе—июле 2025 года составило 201 тыс. тонн, увеличившись на 4,2% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на рост производства, из-за ограниченного спроса в рознице увеличиваются складские запасы, отмечают в компании "Союзмолоко". Согласно Станиславу Богданову, сейчас в среднем в магазинах представлено от 34 до 87 позиций масла. С начала октября предложение увеличилось на треть. Алексей Плугов надеется, что рост производства снизит цены и приведет к увеличению потребления. Аналитики "Союзмолока" прогнозируют восстановление спроса на сливочное масло к концу 2025 года за счет сезонного роста потребления.