Тенденции в кредитовании: кэптивные МФО наращивают объемы в условиях спада независимых
При уменьшении кредитования со стороны независимых микрофинансовых организаций (МФО), их связанные с банками и маркетплейсами конкуренты демонстрируют рост. Это преимущество обеспечивает доступ к выгодному финансированию и привлечение трафика внутри экосистемы. Однако специалисты прогнозируют, что в скором времени регулирующие ограничения устроят баланс. В результате темпы роста кэптивных МФО замедлятся, а их доля на рынке перестанет увеличиваться.
Объемы займов независимых коммерческих МФО (не привязанных к банкам или маркетплейсам) во втором квартале составили 136 миллиардов рублей, продемонстрировав снижение за второй подряд квартал. Показатель второго квартала оказался на 1,4% ниже первого в соответствии с данными СРО "МиР". В то же время растет объем займов МФО банков и маркетплейсов. Второй квартал заключился для данных МФО в общем объеме займов 226 миллиардов рублей (+19% к первому кварталу). Одновременно портфель МФО банков и маркетплейсов увеличился на 10,6% (253,3 миллиарда рублей) по сравнению с первым кварталом.
Увеличение портфеля при падении выдач займов произошло в связи с ростом доли длительных и крупных займов, отмечается в СРО "МиР". Эту же тенденцию подтверждают в независимых МФК. Например, у МФК "Саммит" объем займов во втором квартале 2025 года уменьшился на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, в то время как объем портфеля вырос на 18%. Компания "Джой Мани" увеличила долю среднесрочных займов до 27% от общего портфеля в первом полугодии 2025 года. В то время как в МФК "Займер" объем займов во втором квартале увеличился на 2,3% по сравнению с первым кварталом.
В МКК "А Деньги" (входящей в группу Альфа-банка) объем выданных займов во втором квартале возрос на 25% и составил 17,7 миллиардов рублей. В компании Wildberries & Russ (РВБ) сообщили, что в их дочерней структуре (МКК "ВБ Финанс") объем займов во втором квартале рос, хотя темпы роста замедляются. В настоящее время продукты "ВБ Финанс" доступны только для бизнеса, в то время как покупатели могут воспользоваться сервисом небанковских рассрочек.
Общее расхождение в динамике роста портфеля независимых МФО и МФО банков и маркетплейсов объясняется тем, что последние привлекают клиентов из различных источников и площадок, в то время как коммерческие МФО рассчитывают на повторное сотрудничество с платежеспособными клиентами, уверенными в своих возможностях, подчеркивают в СРО "МиР". Кроме того, кэптивные МФО банков и маркетплейсов имеют доступ к более дешевому финансированию от своих материнских компаний, что дает им значительное преимущество перед рыночными МФО, отмечает Мария Копыловская, директор по рискам МФК "Джой Мани". Валерий Пивень, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА, добавляет, что МФО маркетплейсов находятся на начальном этапе развития, что позволяет им быстро увеличивать портфель за счет низкой базы и активных продаж, а не только за счет собственных средств площадок. Олег Гришин, глава "А Деньги", прогнозирует, что начнется усиление конкуренции между банковскими МФО и МФО маркетплейсов.
"Независимые коммерческие и кэптивные МФО выбирают разные стратегии (как по продуктам, так и по маркетингу)", - говорит Елена Малышева. По ее мнению, в сфере займов для физических лиц МФО маркетплейсов скоро могут стать лидерами в отрасли коротких займов (до 30 дней), которые начнут занимать нишу, покидающую независимые МФО и POS (здесь они будут состязаться в основном с банковскими МФО). Роман Макаров, генеральный директор МФК "Займер", отмечает, что рост бизнеса компании также обусловлен запуском новых продуктов, аналогичных банковским: среднесрочные займы, POS для покупок, виртуальная карта с кредитным лимитом.
Высокая доля отказов на рынке МФО
По информации от СРО «МиР», примерно 80% новых клиентов сталкиваются с отказом при подаче заявки, а среди постоянных клиентов это число составляет 30%. Увеличение отказов связано с более строгими политиками риска, в основном вызванными ужесточением финансовых ограничений, которые ограничивают кредитование клиентов с высоким уровнем долговой нагрузки, указывает главный исполнительный директор компании Lime Credit Group, Олеся Киселева.
По мнению Елены Малышевой, объемы выдач независимых МФО будут продолжать расти, но уже более равномерно, без резких скачков. Это может происходить за счет увеличения сумм кредитов, а не за счет увеличения их количества. По словам генерального директора аналитического агентства «Бизнесдром», Павла Самиева, текущие преимущества МФО перед банками и онлайн-площадками, такие как доступ к недорогому финансированию и привлечение трафика, будут уменьшены из-за регулятивных ограничений, что приведет к тому, что их доля на рынке перестанет увеличиваться в ближайшие полгода-год.