Автомобильный бум в России: ажиотаж на фоне изменений в утилизационном сборе
Планируемые изменения в правилах расчета утилизационного сбора и предстоящая индексация вызвали оживленный спрос на новые автомобили в октябре. Количество предлагаемых скидок сократилось, переходя к дефициту. Однако в ноябре ожидается снижение интереса из-за осеннего спроса и недостатка определенных моделей.
Продажи новых легковых автомобилей в России увеличились на 35% в октябре по сравнению с сентябрем, достигнув 165,7 тыс. штук, согласно данным «Автостата». Это самый высокий показатель за месяц с ноября 2024 года. Однако годовые данные показывают снижение на 3,2%. Это в значительной степени обусловлено высоким уровнем прошлого года, когда было продано 171,18 тыс. новых автомобилей - самый высокий показатель за три года и пять месяцев.
Эксперты и дилеры связывают увеличенный интерес в первую очередь с предстоящим пересмотром правил утилизационного сбора Минпромторгом. Покупатели, планировавшие новую машину в ближайшие месяцы, решили не откладывать покупку из-за ожидания увеличения цен, что привело их к автосалонам. Повышенный спрос охватил не только модели, подлежащие изменениям в правилах, но и большинство других марок, представленных на российском рынке. Этот ажиотаж привел к задержкам на границе, и правительство перенесло срок введения нововведений на месяц, до 1 декабря.
Активизация на авторынке перед изменениями утилизационного сбора - типичное явление, отмечают специалисты. Помимо пересмотра правил расчета, с начала следующего года также планируется индексация платежей. Увеличение продаж новых автомобилей в первую очередь объясняется ожиданием увеличения цен после праздников Нового года из-за различных факторов, включая увеличение ставок утилизационного сбора.
Согласно данным "Автостата", в октябре лидерство на российском авторынке по-прежнему принадлежит Lada. Продажи этой марки выросли на 26%, достигнув 33,25 тыс. штук по сравнению с сентябрем. На втором месте оказалась Haval, реализовавшая 26,13 тыс. новых автомобилей, что на 56,8% больше, чем в предыдущем месяце. Тройку лидеров замыкает Geely, увеличившая продажи на 46,2% до 14,24 тыс. штук. За ними следуют Belgee (автомобили Geely сборки в Беларуси) и Tenet (автомобили Chery сборки в России), увеличившие продажи на 29,2% до 10,78 тыс. штук и в 3,2 раза до 8,63 тыс. штук соответственно. Самыми популярными моделями в октябре стали Lada Granta, Haval Jolion, Lada Vesta, Geely Monjaro и Haval M6.
Дополнительные факторы, способствующие росту спроса в октябре, включают традиционный "подъем рынка" осенью и завершение срока депозитов у населения, поясняет Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем". На фоне снижения ключевой ставки вложение денег в банк становится менее привлекательным, в то время как цены на определенные модели автомобилей могут существенно вырасти в ближайшем будущем, подтверждают специалисты.
Тенденции на рынке автомобилей
Скидки на рынке все еще присутствуют, однако в ограниченном объеме, отмечает господин Терлюкевич. По мнению Николая Иванова, ситуация с избыточным запасом товара к концу года пришла в норму. «Программ со скидками становится все меньше. На рынке начинают появляться признаки дефицита автомобилей»,— отмечает он. Максим Кадаков также отмечает постепенное сокращение скидок, отмечая, что дилеры больше не спешат избавляться от склада, чтобы иметь возможность постепенного повышения цен после пересмотра утильсбора. Склады у дилеров и дистрибуторов уже не настолько переполнены, что не стимулирует их продавать как можно больше с определенными скидками, а возможно, и сохранить текущие уровни утильсбора, соглашается директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности ДРТ Александр Васильев.
Большинство участников рынка считают, что продажи в ноябре не превзойдут результатов октября. Господин Петров указывает на ограниченное предложение определенных моделей в первую очередь. Александр Васильев добавляет, что значительный спрос был удовлетворен в сентябре и октябре за счет неопределенности в пересмотре подхода к утильсбору. Николай Иванов прогнозирует объем рынка на уровне 140 тыс. новых автомобилей: «Динамика первых дней месяца уже отличается от такого же периода месяц назад». Согласно оценкам гендиректора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, ноябрь пройдет более спокойно, чем октябрь. Однако директор по развитию автомобильного маркетплейса Fresh Юрий Чистов полагает, что исходя из текущих тенденций, продажи в ноябре могут быть равны уровню октября или даже немного превысить их.
Согласно данным «Автостата», с января по октябрь продажи новых легковых автомобилей сократились на 19,9% по сравнению с прошлым годом, достигнув отметки в 1,06 млн штук. По прогнозам старшего аналитика «Эйлер» Владимира Беспалова, с учетом всплеска спроса в октябре, в 2025 году может быть реализовано 1,3 млн новых автомобилей, что на 18% меньше, чем годом ранее.

