Рынок цессии автокредитов в 2025 году
В течение первых семи месяцев 2025 года долги по автокредитам на сумму 24,6 млрд рублей были представлены к продаже через цессию. 45,5% этой суммы была продана, что составило 11,2 млрд рублей. Это в несколько раз больше, чем в прошлые два года. Этот рост во многом был обусловлен одной крупной сделкой, согласно источникам, Т-Банк приобрел портфель просроченных автокредитов у Росбанка. С увеличением цен на автомобили и ухудшением обслуживания долгов эксперты уверены в дальнейшем росте цессии автокредитов.
С начала 2025 года объем сделок по цессии автокредитных портфелей достиг трехлетнего максимума, составив 11,2 млрд рублей (в сравнении с 1,4 млрд и 2,4 млрд в январе-июле 2024 и 2023 годах соответственно). Средняя стоимость таких портфелей от общей суммы задолженности находится на минимальном уровне за три года и впервые опустилась ниже 6%, до 5,7% (в сравнении с 8,6% и 8,4% в 2024 и 2023 годах). Доля проданных портфелей в этом сегменте составила 45,5%, в сравнении с 18% годом ранее. Доля автокредитов в структуре рынка цессии удвоилась и достигла 18%.
Введение новых госпошлин и рост существующих законов прямо повлияли на экономику цессии, добавляет Павел Михмель. Участники рынка активно продают задолженности в поисках наибольших возможностей в изменяющейся правовой среде. Ожидается, что объем предложений по всем сегментам будет расти, при этом цены снизятся. Доля просроченной задолженности в данном сегменте находится около 4%, что может привести к увеличению доли этого сегмента в общем массиве портфелей в следующем году.
Ужесточение политики регуляторов в отношении автокредитования заставляет банки активно работать с проблемными долгами, включая цессию, чтобы соответствовать требованиям. Продажи просроченных кредитов, по мнению экспертов, будут продолжать расти в будущем.