Рост логистических издержек в ритейле вызван изменениями в экономике
Эксперты отмечают рост логистических издержек на 20% в 2024 году, пик который достигнут по оценкам компаний «ТеДо» и «Сверхнова». Это связано с дефицитом складов, повышением расценок на логистические услуги и увеличением стоимости проезда для транспорта и оплаты труда персонала. Ритейлеры и логистические компании сталкиваются с нехваткой ресурсов и нежеланием персонала принять новые подходы.
Российский ритейл переживает последствия изменений на рынке поставок: западные компании ушли, а вместо них пришли азиатские поставщики и производители из СНГ. Это заставило многих производителей увеличить внутреннее производство.
Инвестиции в логистику упали на 20,4% к началу 2025 года, когда потребительские отрасли стали приоритетом. Ритейлеры столкнулись с дефицитом складов, что привело к росту аренды и снижению потребительской активности. В результате спрос на аренду складов может упасть на 22–30% к концу 2025 года.
Сейчас необходимо сэкономить на логистике, поэтому ритейлеры отказываются от услуг логистических компаний, снижают затраты на топливо и ремонт, и берутся за оптимизацию расходов.
Компании реагируют на дефицит кадров
Компании также проявляют интерес к автоматизации, влияя на него рост зарплат и дефицит кадров в 2023 году. Они работают над сокращением логистических расходов путем повышения операционной эффективности и координации цепочки поставок, внедряют автоматизацию и новые цифровые технологии, что помогает сбалансировать рост расходов и сохранить уровень обслуживания», — подтвердил партнер "ТеДо" и лидер направления транспортно-логистической практики Евгений Орловский.
Однако компании часто останавливаются на частичной автоматизации, не переходя полностью к ИТ-решениям из-за нехватки инвестиций и отсутствия системного подхода.
Среди других факторов, замедляющих технологическое развитие, можно выделить сложность интеграции новшеств с уже существующими системами и процессами, сомнения в окупаемости инвестиций и сопротивление со стороны персонала и партнеров. Исследователи отмечают, что хотя 85% организаций считают себя устойчивыми, они не готовы к возможным сбоям из-за неспособности эффективно управлять рисками заранее.