Росатом построит первую АЭС в Казахстане: проект стоимостью $10-12 млрд

Росатом построит первую АЭС в Казахстане: проект стоимостью $10-12 млрд

Новости
03
Рефинанс

Строительство первой АЭС в Казахстане

Международный консорциум, возглавляемый компанией "Росатом", готовится к строительству первой АЭС в Казахстане. Планируется использовать государственное экспортное финансирование от РФ, на сумму $10–12 млрд. Выбор "Росатома" обусловлен технологической зрелостью проекта и его инфраструктурной совместимостью. Однако, согласно аналитикам, энергодефицит в Казахстане требует также эффективной интеграции АЭС в энергосистему.

По информации Агентства республики по атомной энергии, "Росатом" был выбран лидером консорциума. Китайская CNNC заняла второе место в списке потенциальных поставщиков технологий. Французская EDF и южнокорейская KHNP разделили третью позицию. Казахстан станет собственником, оператором и производителем уранового сырья для АЭС. Вопрос о привлечении российского государственного экспортного финансирования все еще на рассмотрении.

Глава "Росатома" Алексей Лихачев подчеркнул, что строительство базируется на реакторе ВВЭР-1200 поколения "3+". Такие реакторы уже эксплуатируются в России, партнерах на международном рынке, а также в других странах. Решение о строительстве АЭС в Казахстане было поддержано референдумом в октябре 2024 года, где 71,12% проголосовавших высказали свою поддержку.

Планируется разместить АЭС рядом с озером Балхаш в Алма-Атинской области. Изначально планировалось завершить строительство к 2035 году, но Минэнерго Казахстана настаивает на ускоренном графике и готовности первого блока через восемь лет. Ориентировочная стоимость проекта составляет $10–12 млрд.

Энергетическое развитие Казахстана: подготовка к строительству АЭС

В марте глава государства Казахстана высказал идею создания ядерного кластера с тремя атомными электростанциями. Заведующий редакцией «Власть» Алмасадам Саткалиев утверждает, что китайская компания СNNС может возглавить группу по возведению второй АЭС, планируется подписание специального соглашения с Китаем о сотрудничестве в сфере ядерной энергетики. Окончательное решение будет принято позднее.

Казахстан сталкивается с дефицитом электроэнергии, который планируется достигнуть к 2025 году 5,7 миллиарда кВт•ч по прогнозам в электроэнергетике и мощности в стране. Производство электроэнергии в 2024 году по данным KEGOC достигло 117,9 миллиарда кВт•ч, прирост потребления составил 4,3% по сравнению с 2023 годом, достигнув отметки в 119,9 миллиарда кВт•ч. Недостаток в производстве и потреблении электроэнергии частично компенсируется за счет импорта из России. В первом квартале количество составило 0,7 миллиарда кВт•ч, как сообщает «Интер РАО» (компания, занимающаяся экспортом-импортом электроэнергии в РФ).Эксперт Игорь Чаусов из «Энерджинета» отмечает, что использование атомных энергоблоков представляет собой передовое и конкурентоспособное решение для преодоления энергетического дефицита на долгосрочной основе. Он также отмечает, что для эффективной интеграции атомных станций в энергосистему Казахстана необходимо развивать сети и управление энергетической гибкостью, включая новые источники: накопители энергии, активных потребителей, управление спросом и другие методы, направленные на развитие интеллектуальных децентрализованных энергосистем.Специалист Сергей Роженко из Kept предполагает, что проект будет реализован через межгосударственное сотрудничество с частичным финансированием из России. Согласно его мнению, варианты включают кредит от российского правительства, отсрочку поставок (экспортный кредит "под ключ") или создание совместного предприятия с участием государственных структур Казахстана, аналогично происходило с белорусской АЭС. Аналитик также полагает, что, судя по анонсированным характеристикам (предположительно, два энергоблока ВВЭР-1200), общие затраты проекта составят $10–12 миллиардов, аналогичный проект в Узбекистане оценивается примерно в $11 миллиардов.«Несмотря на экономическую привлекательность предложения СNNC на $5,6 млрд за два энергоблока, сравнение цен имеет смысл только в контексте полного пакета условий»,— добавляет Сергей Роженко. По его мнению, выбор «Росатома» кажется более обдуманным, поскольку ВВЭР-1200 — серийный проект с шестью действующими блоками и полностью соответствует нормам и технической культуре Казахстана, унаследованным от советской эпохи. Это позволяет избежать проблем с адаптацией законодательства, сертификацией оборудования и переобучением персонала.
95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Есть просрочки и МФО. Поможем получить кредит и закрыть долги
Бесплатная консультация

Анна Тыбинь

Эксперт в журналистике и финансах.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Новости
Wildberries начнет продажи недвижимости: заявление основателя компании.
Маркетплейс Wildberries планирует начать продажи недвижимости, о чем сообщила основатель компании Татьяна Ким в интервью ТАСС.
16 июня
00
Цены на арматуру падают: ожидания рынка не оправдались
Новости
Цены на арматуру падают: ожидания рынка не оправдались
Цены на арматуру к началу июня опустились до уровня конца 2022 года. Ожидания роста спроса от строительного сектора не оправдались, хотя наблюдалось оживление в индивидуальном строительстве. Прогнозируется дальнейшее снижение стоимости на 5-7%, а восстановление рынка ожидается не ранее 2026-2027 годов при условии снижения ключевой ставки.
16 июня
02
Металлоперевозки уходят с рельсов: автомобильный транспорт догоняет по доле рынка
Новости
Металлоперевозки уходят с рельсов: автомобильный транспорт догоняет по доле рынка
Смещение перевозок металлопродукции с железной дороги на автотранспорт: причины и последствия В последние пять месяцев наблюдается практически равное распределение перевозок металлопродукции между железнодорожным и автотранспортом, что резко контрастирует с 2018 годом, когда 75% отгрузок приходилось на железную дорогу. Эксперты отмечают логистические трудности, высокие тарифы ОАО РЖД и гибкость автотранспорта. В ОАО РЖД снижение объема перевозок связывают с уменьшением спроса в строительном секторе и сокращением производственных программ.
16 июня
01