Минсельхоз сохранит меры поддержки экспорта АПК до 2026 года
Поддержка и развитие экспорта сельскохозяйственной продукции в России
В текущем году Министерству сельского хозяйства удалось сохранить ключевые меры господдержки экспорта агропродукции, такие как льготное кредитование и транспортировка. Благодаря переговорам с Министерством финансов было добито соглашение об увеличении финансирования поддержки. Об этом рассказал заместитель министра Максим Маркович на конференции, посвященной повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Президент страны поставил задачу увеличить объем экспорта агропродукции к 2030 году до 55,2 миллиарда долларов - в полтора раза больше, чем в 2021 году, напомнил Маркович. По данным Федеральной таможенной службы в 2024 году экспорт составил 42,6 миллиарда долларов, немного уступив показателям прошлого года, однако прирост в натуральном выражении составил 5,2 миллиона тонн, достигнув уровня в 109 миллионов тонн.
Рост экспорта обеспечивают как традиционные продукты, так и товары с более высокой добавленной стоимостью. На сегодняшний день примерно 20% экспорта приходится на мясо, молочную и готовую продукцию. По словам Марковича, в мире эта доля превышает 40%, и Россия также движется в этом направлении. За первые восемь месяцев 2025 года экспорт мяса увеличился на 37%, молочной продукции - на 16%, масложировой - на 9%, рыбы и морепродуктов - на 12%, а также продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 4%.
Такие тенденции подтверждены и в Федеральном центре "Агроэкспорт". Директор центра Илья Ильюшин отметил, что за тот же период отправки готовой мясной продукции увеличились на 19%, макарон - на 25%, мороженого - на 35%, безалкогольных напитков - на 11%, кондитерских изделий - на 7%, а также рыбьего филе - на 19%. Наибольший рост в животноводстве продемонстрировала свинина: экспорт увеличился в 1,6 раза, в основном благодаря экспорту в Китай и Вьетнам. Согласно Ильюшину, для поддержки такой динамики необходимо повысить эффективность экспортных институтов. В отличие от сырьевых продуктов, продвижение готовой продукции требует создания брендов, работы непосредственно с потребителями и улучшения логистических процессов.
География поставок продукции также расширяется: помимо стран Евразийского экономического союза наблюдается рост экспорта в Китай, Турцию, Саудовскую Аравию, Вьетнам и Южную Корею. Африка становится одним из наиболее перспективных рынков: объем импорта сельскохозяйственной продукции уже превысил 96 миллиардов долларов и продолжает увеличиваться, подчеркнул Ильюшин. Он также выделил Алжир как перспективный рынок для поставок молочной продукции, Анголу и Вьетнам - для мясной продукции, а также Саудовскую Аравию и ОАЭ для кондитерских изделий, и Китай для рыбьего филе.